Грезы Афанасия Фета

Текст

Мне снился сон, что сплю я непробудно,
Что умер я и в грезы погружен;
И на меня ласкательно и чудно
Надежды тень навеял этот сон.

Я счастья жду, какого - сам не знаю.
Вдруг колокол - и все уяснено;
И, просияв душой, я понимаю,
Что счастье в этих звуках. - Вот оно!

И звуки те прозрачнее, и чище,
И радостней всех голосов земли;
И чувствую - на дальнее кладбище
Меня под них, качая, понесли.

В груди восторг и сдавленная мука,
Хочу привстать, хоть раз еще вздохнуть
И, на волне ликующего звука
Умчася вдаль, во мраке потонуть.

1859 год.


✨ Сон и смерть смешались в поэтическом миксте и вылились в строки стихотворения «Грезы», которое Афанасий Фет написал в 1859 году. Стих показывает смерть не страшной, а сладкой, и сравнивает её со сном – оба они могут подарить то, чего человеку не хватает в жизни, только смерть, в отличие от сна, не отпускает из своего царства обратно.

О чем грезил Фет

В 1859 году Афанасий Афанасьевич имеет за плечами три сборника стихотворений, два года назад он женился на Марии Боткиной, года назад вышел в отставку, имея чин штабс-ротмистра.

😢 О чем грезит Фет? Возможно об имении (Степановка будет куплена в 1860 году), которое бы приносило дополнительный доход, ради которого, по большому счету, он и женился на Боткиной, прокинув мимо Марию Лазач – невесту-бесприданницу. Не так давно между ними была большая любовь, но Фет заглянул в пустой сундук девушки, предложения не сделал, после чего Лазич трагически погибла.

Фет мечтает о второй такой же большой любви, но подарки такой ценности Бог делает человеку один раз в жизни.

Короткий анализ строк

По сюжету стихотворения лирическому герою снится сон, в котором он умирает, но смерть его не страшит, скорее радует подарком в виде грез.

Мне снился сон, что сплю я непробудно,
Что умер я и в грезы погружен;

Сон и смерть смешались под венчиком божественного миксера, и читатель получил вторую строфу, где лирический герой находится в ожидании счастья, правда не знает какого.

Чуть далее герой почему-то представляет счастье в образе звуков, когда над землей проносится набат колокола (для кого набат, а для кого перезвон). В данном конкретном случае героя несут мертвого на кладбище и в последний путь его ведет колокольные голоса.

И чувствую - на дальнее кладбище
Меня под них, качая, понесли…

✨ В финальном катрене герой находится во власти разных чувств, когда восторг от колокольного звона смешивается со сдавленной мукой прощания с миром живых. Ему хочется в последний раз подняться в гробу и улететь в небытие на волне мелодии колокола, потонуть во мраке, расщепиться там на атомы.

И, на волне ликующего звука
Умчаться вдаль, во мраке потонуть…

Наверное, герою хочется ещё раз поцеловать сквозь бороду Лазич и после этого можно реинкарнироваться в удобрение…

Очень поэтическое описание смерти, которая большинство из нас страшит, а вот герой Фета в восторге от неё, так как она позволяет забыть земную боль…

 

Жанр, композиция и рифма

☝ Стих имеет линейное развитие композиции и написан в жанре философской лирики, где лирический герой размышляет о смерти и преподносит её читателю, как положительный образ.

Рифмовка перекрестная (непробудно – погружен – чудно – сон), где есть открытые и закрытые рифмы.

Художественные тропы:

  1. ✔ Эпитеты (дальнее кладбище, ликующий звук, ласкательно, прозрачнее).
  2. ✔ Инверсия (надежды тень).

Отметим также восклицание во втором катрене, где происходит кульминация стихотворения и герой обретает образ счастья.

☠ Предлагаем продолжить стихотворную тему смерти прочтением стиха «Севастопольское братское кладбище», относящееся к поздней лирики Фета (1887 год). В нем смерть героическая, когда живые завидуют мертвым, а мертвые возносятся до ранга святых.

Слушаем стихотворение