Картина "Полет ласточек"

Читаем стих

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя,-
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

1884 год.


👼 Афанасий Фет большой мастер пейзажной лирики, но на позднем этапе творчества он всё чаще смешивает несколько жанров в своих стихотворениях, часто добавляя к ним ностальгические или философские нотки. Не исключение стих «Ласточки», написанный в 1884 году, где мы видим в качестве основы пейзажные образы и в качестве бонуса философию.

Ласточка – символ прошлого

На момент написания произведения Фету-Шеншину 64 года и позади бурная и насыщенная жизнь.

Была в ней и большая любовь, которая не получила продолжения, отчасти из-за меркантильности поэта, отчасти из-за трагической гибели Марии Лазич.

Был в жизни и брак по расчету, и управление имением, купленным кстати на приданное жены.

Сейчас почти все это в прошлом и автору строк хочется в него заглянуть, в чем помогает наблюдение за ласточками, за их стремительным полетом. Они же помогают оценить и собственное творчество, найти в нём ошибки и подкорректировать путь.

Анализ по строфам

☝ В первом катрене лирический герой признается, что он лишь праздный соглядатай природы, но умеет подмечать тонкости мира и часто следит за полетом ласточек.

Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой…

Они нередко разрывают воздух над вечерним прудом и притягивают глаз стремительностью своего полета, манят своим стрельчатым контуром.

Иногда лирическому герою, за образом которого виднеется борода Фета, кажется, что полет ласточек опасен, ведь они пролетают буквально в сантиметрах над водой и могут стать жертвой водной глади.

И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила…

Однако такой риск имеет цену, и эта цена жизнь птицы, ведь над водой она ловит мошек и комаров, что есть пища и средство для существования, для очередного полета.

Так и человек, часто он идет на риск, чтобы остаться к струе жизни, чтобы ещё иметь пространство для её продолжения.

☝ В третьей строфе-катрене Фет через лирического героя сравнивает полет ласточки с вдохновением человека, где часто нужно ходить по грани, чтобы после тебя на бумаге осталось не банальное бла-бла, а великое творение.

Сравнение полета с творчеством продолжается и в финальной строфе, где автор называет себя «скудельным сосудом, но не потерявшим желания идти вперед и желающим зачерпнуть хоть децл стихии, хоть каплю вдохновения из запретной стихии.

Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Через образ ласточки Фет пытается показать стремления главного героя, его тягу к запретной стихии полета, его желание подняться над землей подобно Икару, но не опалить крылья под софитами солнца.

 

Рифмы, тропы и композиция

Про жанр стихотворения написано выше (пейзажно-философская лирика), стихотворный размер четырехстопный ямб, а рифмовка перекрестная (соглядатай – кругом – стрельчатой – прудом), где во второй и третьей строфе все рифмы открытые, а в первой и четвертой закрытые.

☝ Композиция состоит из двух частей – в первой пейзажная зарисовка, во второй рассуждение о смелости ласточки и сравнение её полета с творчеством – оба на грани фола.

Из средств выразительности отметим:

  1. ✔ Эпитеты (ласточка стрельчатая, вечереющий пруд, молниевидное крыло, темная струя, запретный путь).
  2. ✔ Метафоры (скудельный сосуд, «стихии чуждой… каплю зачерпнуть»).
  3. ✔ Инверсии (ласточка стрельчатая, сосуд скудельный).

Заканчивается стих риторическим вопросом, что подчеркивает его философское наполнение и поиск ответов для понимания бытия.

Читает Сергей Чонишвили