Афанасий Фет - пейзажная лирика

Текст

Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля.

Нигде жилья не видно на просторе.
Вдали огня иль песни — и не ждешь!
Всё степь да степь. Безбрежная, как море,
Волнуется и наливает рожь.

За облаком до половины скрыта,
Луна светить еще не смеет днем.
Вот жук взлетел, и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели.

Уж сумраком пытливый взор обманут.
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста. Вот с неба звезды глянут,
И как река засветит Млечный Путь.

1854 год.


🌜 Вечер прекрасное время суток для поэтов, ведь закат рождает бессмертные строки на фоне умирания солнца для его очередного воскрешения. Сегодня мы прогуляемся с Афанасием Фетом по вечерней степи, оценим её красоты с помощью поэзии, а также проанализируем тропы и композицию стихотворения «Степь вечером», написанного русским лириком-пейзажистом в 1854 году.

Фет и степь

☝ С 1845 по 1853 год, сначала унтер-офицер, а потом штаб-ротмистр, Фет служил в Херсонской губернии и хорошо знает, что такое степь. Её просторы много лет начинали и заканчивали день поэта, поэтому ему было, о чем написать в стихотворении.

На момент написания строк Фет уже признанный поэт, за его плечами два сборника стихов и достаточно прочное место в сонме русских поэтов.

Анализ по строфам

☝ С первых строк мы видим, как будто, фотографический снимок русской степи, по просторам которой клубятся столбы пыли, а поля перед закатом желают понежиться в нежности росы.

Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля…

Ямщик на фоне заката «нажимает на педаль» и скрывается за перевалом, словно бы, пытаясь догнать уходящее на запад солнце.

👀 Вторая строфа ещё больше увеличивает необъятность простора – ни огонька, ни песни, только рожь и степь, степь и рожь до закатного горизонта.

Луна ещё только набирается сил, сползая с ложа дневного отдыха, она ещё не озаряет землю серебряным светом, но уже показала себя и заявила права на ближайшие часы. Собирается ко сну и природа – жук сердито улетает к подушке), а лунь плывет медленно и словно засыпает на ходу.

Вот жук взлетел, и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом…

Четвертая строфа добавляет нам поэтических мазков засыпающей степи, на которой пробивается роса, а где-то за золотистой сеткой ржи начинают поскрипывать коростели.

Финальный катрен описывает приближение ночи, когда дневное тепло начинает скукоживаться под дыханием ночной прохлады, Луна становится чище и вот-вот на небе включит софиты Млечный путь.

Луна чиста. Вот с неба звезды глянут,
И как река засветит Млечный Путь…

 

 

Кратко от филолога

☝ По жанру стихотворение есть пейзажная лирика, написанная ямбом в пять авторских строк с перекрестной рифмовкой (алом – поля – перевалом – пыля), где открытые (просторе – море) рифмы сменяются закрытыми (ждешь – рожь).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (алый блеск, безбрежная степь, росистая изложина, пытливый взор, луна чиста).
  2. ✔ Сравнение («степь, как море», «Млечный путь, как река»).
  3. ✔ Метафора (золотистая сеть).
  4. ✔ Олицетворение (звезды глянут, луна не смеет, тучи млеют).

Также для усиления выразительности Фетом использованы инверсии (например, «изложина росистая), которые параллельно помогают решить проблемы с рифмовкой.

🌜 Тему вечера продолжим стихом «Буря на небе вечернем», написанном в 1842 году и показывающим закат во власти совсем другой стихии – бури.

Слушаем стих онлайн