zajchik.jpg

В 1906 году Александр Блок пишет стихотворение «Зайчик», входящее в детский цикл стихов «Круглый год», написанный автором для маленьких своих читателей. Произведение описывает осенние заботы зайчика, передавая его ощущения и настроение в преддверии зимы.

Сюжет и тема стиха

🐰 По сюжету стихотворения зайчик вспоминает летнюю пору и недоволен приходом осени, ведь за ней его ждёт холодная зима.

Прежде глазки тешили
Белые цветочки.

Сейчас цветочки пропали и под лапками шуршат желтые листочки, вечные спутники хмурой и дождливой осени. Не только похолодание беспокоит зверька, но и опустевшие огороды, с которых уже убрали всю капусту – излюбленное лакомство зайчат.

Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Время летней сытости прошло, солнышко больше не греет, а под мокрыми соснами в скупом осеннем лесу проще попасть в лапы к волку.

🐰 Чтобы легче пережить осень серый вспоминает о лете, но одними воспоминаниями сыт не будешь и приходится снова возвращаться к реальности, думая о безопасности и пропитании.

В финале стихотворения зайчишка продолжает мечтать о лете, желает, чтобы скорее в лесу стало суше и лапки не мокли от холодных луж.

«Зайчик» для развития речи

Стих «Зайчик» рекомендован во второй младшей группе для развития речи. По плану занятий стихотворение поможет:

  • Развить поэтический слух.
  • Быстрее заучивать стихи.
  • Сохранять интонацию при чтении строк.

Вот основные вопросы воспитателя в процессе изучения стихотворения «Зайчик»:

  • Какое время года описано в стихе?
  • Отчего зайчишка грустный?
  • Жалеете ли вы зайчики и почему?
  • Какой описывает осень автор?
  • Почему серому так не нравится осень?

Параллельно рекомендовано изучение стихотворения Плещеева «Осень» и изучение песни на слова стиха. В процессе изучается не только стихотворение, но и иллюстрации на тему осени. Цель занятий – это развитие речи и памяти у детей, а также получение навыков пения и правильного чтения строк.

Анализ жанра и композиции

🐰 Стих «Зайчик» написан в жанре лирического стихотворения образного типа и имеет свободную рифмовку и шесть строф. Композицию можно разделить на две части – в первой серый с нежностью вспоминает лето, во второй грустит о наступившей осени.

Поэт использует в словах много уменьшительно-ласкательных суффиксов (капустку, глазки, лапки и т д), что адаптирует строки для детского восприятия. Растерянность зайчика в осеннюю сырость подчёркнута многоточием, а восклицание в финале:

Очень неприятно
По воде ступать!

Является апофеозом стихотворения и очевидно показывает главное желание героя строк – скорей бы лето с его тёплым солнышком и зеленью в лесу.

Из средств выразительности выделим эпитеты: сырая ложбинка, хмурая осень и мокрые сосны, которые показывают отсутствие уюта и комфорта в осенней жизни зайчика.

Читаем текст

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

1906 год.

Аудио стиха

В завершение блог Stihirus24 предлагает послушать стих и посмотреть видео мультяшного типа. Это упростит детское восприятие стихотворения и поможет передать настроение строк.




 
 

Добавить комментарий