Мертвец Блока среди людей

Стихотворение «Как тяжко мертвецу среди людей» написано Александром Блоком в 1912 году и входит в цикл «Пляска смерти», что соответствует его названию и содержанию.

В произведении нет углубления в таинства смерти и надежду воскрешения, в нём показан обычный обыватель, который мертв, но вынужден притворяться живым. Это у него неплохо получается, благо внешних различий у живого и мертвого в глазах поэта мало.

Мертвец похожий на живых

Что делает мертвец, чтобы походить на живых людей и быть членов современного общества? Он ходит в банк, суд и даже в сенат, не пропуская ни одной светской вечеринки.

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...

На светском балу мертвец может даже соблазнить красавицу своими речами.

Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова …

От этого у красавицы розовеют плечи и склоняется в знак покорности головка – и живые подвержены воздействию лести от мертвых.

В стихотворении Блок задаёт вопрос – так ли уж мертв лирический герой стиха и так ли уж живы мы? Чем отличается мертвец от живого, кроме лязга костей, если их деяния одинаковы?

В образе мертвеца собраны худшие потуги мира людей, где часто доминируют низменные ценности, деля нас мертвыми ещё при жизни.

Анализ средств выразительности

Рифмовка стиха комбинированная – в первой строфе параллельная (людей – притворяться – втираться – костей), далее перекрёстная (гроба – сенат – злоба – скрипят). Для прорисовки гротеска в картине стихотворения используется фразеология низко-бытового уровня – хозяйка-дура, виляя задом и т д.

Метафора:

Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...

В ней Блок передает мертвецу свойства живого человека-чиновника.

Эпитеты – мелкий дождь, приятельские руки, изящный фрак, усталый друг и т д.

Сравнение:

В её ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

На этих средствах выразительности сделаем акцент, хотя их несколько больше у символиста Блока в данном произведении.


Полный текст

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день труди́тся над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот...

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор...
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музы́кой заглушон...
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»

А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови...
В её лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви...

Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова...

И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он...
«Как он умён! Как он в меня влюблён!»

В её ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

1912 г.

Аудио от Читать Модно




 
 

Добавить комментарий