Борис Пастернак Чудо

Текст

Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мертвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.

И так углубился он в мысли свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Все стихло. Один он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?

Я жажду и алчу, а ты — пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило до тла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

1947 год.


👼 На основе библейских сказаний, но не копируя строки Священного Писания, Борис Пастернак пишет стихотворение «Чудо» о страннике (Иисусе) и бесплодной смоковнице*. Стих написан в 1947 году и сохранился до наших дней, что также является, отчасти, чудесным спасением, ведь во времена Сталина такие произведения отправлялись в костер забвения, а чаще просто не писались.

Оригинальная притча

✨ Оригинал притчи от Иисуса Христа представлен миру в Евангелии от Луки, где рассказано о бесплодной смоковнице. Она росла в винограднике, и хозяин земли три года приходил к дереву и огорчался от того, что на нём нет плодов.  

На третий год он велел виноградарю срубить смоковницу, ибо толка от неё никакого, но работник затупился за дерево, сказав, что обложит его корни навозом и просит обождать плодов ещё год, если и он пройдет впустую, то тогда можно рубить.

Версия Пастернака

☝ По версии Пастернака по пустыне идет измученный от голода и жажды странник (Иисус), которому встречается смоковница, но на её ветвях ни одного плода. Путник разочарован и говорит дереву:

…Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?

😢 Зачем она растет, если не может утолить ни голода, ни жажды – встреча с ней подобна встрече с гранитом. Странник грозится дереву и желает, чтобы она осталась такой до скончания века.

От такого проклятья на смоковницу снизошел небесный огонь, и она обратилась в пепел.

Смоковницу испепелило до тла.

✨ Финальная строфа подводит итог стихотворению, резюмируя, что гнев приходит, когда за его объект наказания некому заступиться и чудо есть деяние Бога, который его, как и наказание, преподносит мгновенно и врасплох.

Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох…

☝ Как видим, библейская притча и произведение Пастернака не идентичны, они частично пересекаются образами, но и Бог, и поэт пытаются донести до людей несколько иные истины.

 

Краткий анализ

☝ Стихотворение по форме напоминает басню, оно относится к миксту философской и религиозной лирики, имея линейную композицию с последовательно развивающимся сюжетом и выводом в финале.  

Рифмовка комбинированная – смежная и перекрестная (Ерусалим – томим, выжжен – дым – неподвижен – недвижим). Рифма открытая и закрытая.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (пыльная дорога, колючий кустарник, воздух горяч).
  2. ✔ Олицетворения (дрожь осужденья).
  3. ✔ Метафоры (унынье запахло полынью, Мертвого моря покой, встреча с тобой безотрадней гранита, местность лежала пластом в забытьи).
  4. ✔ Сравнение («дрожь осужденья, как молнии искра»).

*Кстати, смоковница вовсе не бесплодное дерево, его плод инжир имеет широкое распространение в Азии и даже упоминается в Талмуде ещё при жизни библейской Евы.

💕 Борис Пастернак родился в верующей еврейской семье, где с детства проповедовались библейские истины. Это нашло отражение не только в «Чуде», но и в ряде других стихотворения, например, в стихе «Учись прощать», написанном в 1952 году. Рекомендуем прочесть его четыре мудрых катрена.

Читает Александр Феклистов