Борис Пастернак в 25 лет

Текст

За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано.
Все стихло. Но что это было сперва!
Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд
Ввалилось в ограду деревья развенчивать,
И попранным парком из ливня — под град,
Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.
А то, что у тополя жилы полопались,-
Так воздух садовый, как соды настой,
Шипучкой играет от горечи тополя.

Со стекол балконных, как с бедер и спин
Озябших купальщиц,- ручьями испарина.
Сверкает клубники мороженый клин,
И градинки стелются солью поваренной.

Вот луч, покатясь с паутины, залег
В крапиве, но, кажется, это ненадолго,
И миг недалек, как его уголек
В кустах разожжется и выдует радугу.

1915 год.


⛅️ Ярким примером пейзажной лирики является стихотворение «После дождя», написанное Пастернаком в 1915 году. Стих относится к ранней лирике Бориса Леонидовича и передает нам поэтический образ природы, расцветающей новыми красками после проливного с градом дождя.

Живительный дождь

С первых строк анализа обращает внимание на себя большое количество метафор и олицетворений, с помощью которых Пастернак прорисовывает образы, омытой дождем, природы.

За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано…

Это первые мазки на картине пейзажа после только что прошедшего ливня, который напоил мир живительной влагой и внес в его гармонию приличный беспорядок.

☀️ Потемневшие от влаги терраса и сарай выискивают в небе лучики солнца, чтобы просушиться, а земля разогревает на своей естественной грелке последние градины, рассыпанные по опавшей листве.

Сверкает клубники мороженый клин,
И градинки стелются солью поваренной…

Воздух и радуга

☝ Особое внимание автор уделяет воздуху после прошедшего ливня, набатом пробежавшего по земле и скрывшегося в открытой двери горизонта. Кажется, что сейчас воздух стал густым, ибо он полон летних испарений, которые словно бы выдохнуты омытой струями воды природой.

Теперь не надышишься крепью густой.

🌈 Cейчас мир замер в ожидании радуги, которая уже начинается собираться своим многоцветьем в кустах крапивы и вот-вот наберется сил и выстрелит в небо очередной сигнальной ракетой победы солнца над дождем.

И миг недалек, как его уголек
В кустах разожжется и выдует радугу.

✨ Данное стихотворение прекрасно показывает нам мир после дождя, когда природа умыта, её жажда утолена, а грозовые тучи, как передвижная баня, поехали по небу дальше.

 

Жанр, композиция и выразительные средства

☝ Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, где описывается состояние природы после прошумевшего дождя с градом.

Композиция состоит из 5 катренов, которые связаны единой темой по линейному принципу.

Рифмовка перекрестная (листва – подобрано – сперва – по-доброму), где в первой строфе все рифмы открытые, во второй закрытые, а далее комбинируются.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (терраса бревенчатая, воздух садовой, стекла балконные, озябшие купальщицы).
  2. ✔ Метафоры (за окнами давка, палое небо с дорог не подобрано, у тополя жилы полопались).
  3. ✔ Олицетворения (толпится листва, воздух играет, луч залег, уголек выдует).
  4. ✔ Сравнение («со стекол, как с бедер и спин»).
  5. ✔ Гипербола (ручьями испарина).

Отметим также значительное количество инверсий, с помощью них Пастернак решает вопросы с нужной рифмовкой и придает тексту оригинальное звучание.

💕 Борис Леонидович много и красиво писал о русской природе, о смене времен года и дня. Одно из сонма таких стихотворений – это «Золотая осень», написанная в 1957 году, когда автор решил поделиться осенним золотом с читателями.

Читает Ольга Старина