весенний лес по Пастернаку

Стихотворение Бориса Пастернака «Весна в лесу» имеет выраженный основной смысл и прячет тайну между строк, что делает его интересным для школьника среднего класса и для читателя зрелого возраста. В произведении описаны красоты и ожидания весеннего леса, а также таится надежда человека на начало новой жизни, на обновление.

История создания стиха

Стихотворение пишется в 1956 году, который стал во много переломным для Пастернака. Не так давно Борис Леонидович пережил инсульт, после смерти Сталина стало только растворятся ожидание ареста, а сам поэт в это время разрывается между семьёй и возлюбленной. К прочему, рукопись «Доктор Живаго» лишь отправилась в Италию и судьба романа пока неизвестна.

В такой момент душа автора строк требует перемен, что и делает Б Пастернака более наблюдательным за природой, откуда он и черпает строки анализируемого стихотворения. В нём просматривается межстрочная параллель между сменой времён года и перерождением человека.

Тема стихотворения

В стихотворении описан приход весны в лес, когда зима ещё не полностью сдала позиции и цепляется за каждый овраг, за каждую лесную балку. Идёт борьба весны и зима, первая побеждает днём, когда в роли союзника выступает солнце, вторая пока берёт своё по ночам.

Отчаянные холода
Задерживают таянье.

Обратим внимание, как точно, в деталях, поэт описывает лес весной. Он не отдаётся на 100% во власть лирики, а видит мельчайшие изменения пейзажа и следы бегства зимы:

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.

В лесной чаще пока окопалась зима, но это её последний бастион, который с каждым лучом солнца становится всё слабее и меньше. Со злости о потерянной власти зима оставляет мусор и хлам, который копила, как сокровище, на снежном полотне. Это не смущает весну, которая умоет лес и поля талой водой и высушит лучами солнышка.

Перерождение человека

Весна отличный повод для того, чтобы осмыслить перерождение человека. В 1956 году чувствуется потепление в отношении власти к творческой интеллигенции, надеется и на лучшее Б Л Пастернак, отправивший «Доктора Живаго» итальянскому издателю.

Ожидает автор «Весны в лесу» и личного перерождения, он надеется, что болезни отступят, а в личной жизни наступит благоденствие. Пока он не может оставить одной Ольгу Ивинскую, ведь она только вернулась из заключения, виновником которого отчасти был Пастернак. Вместе с тем, Борис Леонидович чувствует ответственность перед женой Зинаидой, которая не покинула его в смутное время и всегда была верна. Отсыл на эту ситуацию можно при желании найти в последнем четверостишье:

Небо…
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Однако надежда жива, Пастернак ждёт перемен не меньше весеннего леса в Переделкино, он в ожидании ответа из Италии и надеется выйти с поднятой головой из патовой ситуации с Ольгой и Зинаидой.

Жанр, композиция и средства выразительности

Стихотворение имеет одночастную композицию, события в которой развиваются последовательно от описания ожидания весны до видов весеннего леса. Отнесём стих к пейзажной лирике с элементами философии между строк, а написано оно классическим ямбом с перекрёстной рифмой (холода – таянье – всегда – нечаянней).

В качестве средств выразительности в стихотворении используются:

  • Сравнения (небо… как в пуху).
  • Олицетворения (лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится).
  • Метафоры (вода с солнцем пополам и пр.).
  • Эпитеты (еловый мусор, отчаянные холода).

Стих входит в золотой фонд русской лирики, легко читается и хорошо запоминается наизусть.

Текст

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

1956 год

Аудио от Феклистова


Добавить комментарий