Февраль Пастернака

Одним из наиболее ярких стихотворений раннего периода творчества Бориса Пастернака можно назвать произведение «Февраль. Достать чернил и плакать!», которое показывает, как рождается в груди поэта вдохновение на фоне перелома зимы и лета. Произведение автобиграфично, его анализ позволит раскрыть жанр и тему, а также покажет, с помощью каких средств художественной выразительности автор пытается передать картину пробуждения Музы.

Как писать о феврале

Пастернак через образ лирического героя показывает, как писать стихи во время излома зимы, когда февраль уходит, теряя свою природную силу, а на смену ему стремится весна. Автор в это время рекомендует:

Писать о феврале навзрыд.

То есть, полностью отдаваться вдохновению, не выживать из себя сок Музы с помощью соковыжималки, а излить сразу и всё на бумагу. Лучше всего это делать на природе, где явственней видна смерть зимы и зарождение весны.

Можно взять пролётку и лететь на ней в ближайший парк, оставляя за спиной слякоть таящего снега и звон благовеста. Лететь на пролётке до тех пор, пока шум дождя не станет громче, чем скрип пера, пока крик просыпающейся природы не станет громче крика собственных слез.

Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Только когда природа начнёт доминировать и подавит эмоции на бумагу лягут настоящие стихи, их напишет частично сам Бог, поэтому надо только расслабить руку и усилить веру.

История стиха

Это стихотворение одно из любимых у Пастернака, поэт его несколько раз переделывал, пытаясь внести в строки нечто новое и свежее. Известно о двух крупных переделках произведения в 28 и 45 году, но в итоге Пастернак решил, что первый вариант 1912 года наиболее хорошо передаёт состояние души поэта, оставил его и более не трогал.

Тема и жанр

Основная тема стихотворение – это пробуждение двух стихий – Музы и Весны. Первая обновляет душу поэта, вторая заново возрождает мир после суровой зимы. Бог руководит этими двумя стихиями, без него невозможно обновление природы и пробуждение Музы, но поэт во втором случае должен и сам приложить силы, чтобы передать божественные строки на бумагу.

Стих пытается раскрыть два мира – внешний мир природы и внутренний человека, который несёт на себе печать поэта.

Это лирическое стихотворение, написанное в жанре пейзажной лирики с нотками философских размышлений. Написан стих четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (плакать – навзрыд – слякоть – горит).

Средства выразительности

Несмотря на размер в четыре катрена стихотворение насыщено средствами художественной выразительности, которые помогают автору передать глубину строк и придать им литературную насыщенность. Отметим метафоры (слякоть весною черною горит, ветер криками изрыт), сравнение (как обугленные груши) и эпитеты (весною черною, сухую грусть).

Напоследок рекомендуем почитать стихотворение «Писать надо так, чтобы бумага рвалась», написанное Дмитрием Кубраковым и посвящённое болезненному процессу написания стихов.


Текст

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

1912 год

Аудио от С Наровчатова




 
 

Добавить комментарий