Ландыши картина

Текст

С утра жара. Но отведи
Кусты, и грузный полдень разом
Всей массой хряснет позади,
Обламываясь под алмазом.

Он рухнет в ребрах и лучах,
В разгранке зайчиков дрожащих,
Как наземь с потного плеча
Опущенный стекольный ящик.

Укрывшись ночью навесной,
Здесь белизна сурьмится углем.
Непревзойденной новизной
Весна здесь сказочна, как Углич.

Жары нещадная резня
Сюда не сунется с опушки.
И вот ты входишь в березняк,
Вы всматриваетесь друг в дружку.

Но ты уже предупрежден.
Вас кто-то наблюдает снизу:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.

Он отделился и привстал,
Кистями капелек повисши,
На палец, на два от листа,
На полтора — от корневища.

Шурша неслышно, как парча,
Льнут лайкою его початки,
Весь сумрак рощи сообща
Их разбирает на перчатки.

1927 год.


Стихотворение «Ландыши» - это песнь весне от певца русской поэзии Бориса Пастернака, который рисует картину прихода весенней поры в лес реальными красками художника-поэта. Главные герои стиха – ландыши, они являются символом весны и образом возрождения мира после зимней спячки.

Борис Леонидович в произведении отлично передает красоту и свежесть весеннего леса, стоящего четкой противоположностью пыльному городу с его вечным безвременьем и суетой.

Весенняя красота леса

Весеннее тепло, иногда переходящее даже в жару после холода зимы, обманчиво, ведь стоит только зайти в лес и раздвинуть еловые лапы, как мир начинает преображаться. На смену неласковому с непривычки солнцу приходит прохлада, пропитанная ароматом хвои. Ещё шаг-другой и лесному гостю открывается главное весеннее таинство леса и его украшение – ландыши.

Жары нещадная резня.
Сюда не сунется с опушки.

Ландыши в сыром овраге походи на последствие сухого дождя, когда каждая капелька отразилась на земле нежностью белого цветка.

Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.

Кисти капелек поднялись на полтора пальца от корневища, словно бы желая обозреть место своего пристанища, границы своего королевства.

В ландыше заключено все, что томило лес в зимнюю стужу – вся нежность нетронутой чистоты, хрупкость надежды и истинная красота, нуждающаяся в постоянной защите лапами вековых елей и полками березняка.

Согласитесь, ландыши, которые продает бабушка у входа в метро – это другое, это ненастоящее, за это надо бить по рукам. Когда цветок с гирляндой белых капель сухого дождя оторван от земли, то он теряет свою магическую красоту, становится пресным и лишь отдаленно напоминает себя в царствии сырого оврага.

Не рвите ландыши, не позволяйте этого делать другим, ведь настоящая красота и магическая сила этого цвета открывается только на лесной земле. Оторванный от корней цветок становится мертвым и не подарит ничего, кроме пресной улыбки высохшей росы по пути к гербарию двоечника.

Разбираем тропы

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и имеет линейное развитие композиции – начинаясь от попытки укрыться от жары в лесу, до описания главного лесного синонима весны – ландыша.

Рифмовка перекрестная (отводи – разом – позади – алмазом), где мы видим открытые и закрытые рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Начинается стих явным диссонансом «с утра жара», который отчетливо противопоставляется названию стиха – Ландыши. Нежность и прохлада против жары, Пастернак берет с места в карьер, начиная с контрастов.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (грузный полдень, потное плечо, нещадная резня, стекольный ящик, сырой овраг).
  2. Сравнение («весна, как Углич», «полдень рухнет, как стекольный ящик», «шурша, как парча»).
  3. Олицетворение (полдень хряснет позади).
  4. Метафора (жары нещадная резня).

На посошок рекомендуем ещё одно годное стихотворение Пастернака за весну – это стих «Март», написанный на 20 лет позже, но также прославляющий приход весенних дней.

Читает Людмила Вахлаева