Северянин и весна

Текст

Дорогому К. М. Фофанову

Весенний день горяч и золот,-
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова - я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на "ты"...
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы - в бричке по ухабам!
Скорей бы - в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

1911 год.


🌞Стихотворение «Весенний день» посвящено другу и учителю Северянина, Константину Фофанову и написано в 1911 году, на раннем этапе творчества. Стих позже вошел в первый стихотворный сборник Игоря Лотарева (настоящая фамилия Северянина), вышедший в свет в 1913 году.

Волшебная сила весны

Стихотворение воспевает волшебную силу весны, которая пришла в город и окрестила его горячими и золотыми лучами солнца.

Весенний день горяч и золот,-
Весь город солнцем ослеплен!

В такую минуту лирический герой, он же Игорь Северянин, чувствует себя снова молодым, хотя на момент написания стиха поэту всего 24 года.

💕 Весна время молодости и любви, старости в эту пору остается ностальгировать и беленько завидовать, душа весной просится наружу из клетки тела и готова растворится в весеннем просторе.

Лирический герой радостно приветствует весну, но ждет пока высохнут дороги и можно будет прыгать в бричку и мчать на зеленые луга, где природа даром раздает свои ништяки, свои волшебные ароматы.

Скорей бы - в бричке по ухабам!
Скорей бы - в юные луга!

В последней строфе автор обращается к весенним дубравам, траве и сирени с просьбой шуметь, расти и цвести. В такие весенние дни нет и не может быть виновных, все прощены по дефолту, все правы и все достойны счастья!

Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

Коротко за рифму и тропы

☝ Стих написан в размере двухсложного ямба и относится к жанру пейзажной лирики, достаточно редко встречающемуся в лирике Северянина. Рифмовка перекрестная (золот – ослеплен – молод – влюблен), в первой строфе рифмы закрытые, в остальные закрытые чередуются с открытыми.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Метафоры (город солнцем ослеплен, душа поет и рвется).
  2. ✔ Эпитеты (горяч и золот, юные луга, румяные бабы, вешние дубравы).
  3. ✔ Сравнение («как друга, целовать врага»).

☝ Отметим большое количество восклицаний, что придет стихотворению динамику и позволяет произведению выступить в роли будильника для тех, кто не может проснуться после зимы или по иной печали).

Читает Юрий Титов