Первая колыбельная
Зимний вечер лампу жжет,
день от ночи стережет.
Белый лист и желтый свет
отмывают мозг от бед.
Опуская пальцы рук,
словно в таз, в бесшумный круг,
отбеляя пальцы впрок
для десятка темных строк.
Лампа даст мне закурить,
буду щеки лампой брить
и стирать рубашку в ней
еженощно сотню дней.
Зимний вечер лампу жжет,
вены рук моих стрижет.
Зимний вечер лампу жжет.
На конюшне лошадь ржет.
1964 год.
Второй стих
Родила тебя в пустыне
я не зря.
Потому что нет в помине
в ней царя.
В ней искать тебя напрасно.
В ней зимой
стужи больше, чем пространства
в ней самой.
У одних — игрушки, мячик,
дом высок.
У тебя для игр ребячьих —
весь песок.
Привыкай, сынок, к пустыне
как к судьбе.
Где б ты ни был, жить отныне
в ней тебе.
Я тебя кормила грудью,
А она
приучила взгляд к безлюдью,
им полна.
Той звезде — на расстояньи
страшном — в ней
твоего чела сиянье,
знать, видней.
Привыкай, сынок, к пустыне,
под ногой,
окромя нее, твердыни
нет другой.
В ней судьба открыта взору.
За версту
в ней легко признаешь гору
по кресту.
Не людские, знать, в ней тропы!
Велика
и безлюдна она, чтобы
шли века.
Привыкай, сынок, к пустыне,
как щепоть
к ветру, чувствуя, что ты не
только плоть.
Привыкай жить с этой тайной:
чувства те
пригодятся, знать, в бескрайней
пустоте.
Не хужей она, чем эта:
лишь длинней,
и любовь к тебе — примета
места в ней.
Привыкай к пустыне, милый,
и к звезде,
льющей свет с такою силой
в ней везде,
будто лампу жжет, о сыне
в поздний час
вспомнив, тот, кто сам в пустыне
дольше нас.
1992 год.
✨ Иосиф Бродский написал два стихотворения с одинаковым названием «Колыбельная» - одно в 1964, второе в 1992 году, на излете жизни. Оба произведения достойны внимания, посему давайте кратко их проанализируем, что поможет лучше понять творчество Иосифа Александровича в динамике развития.
Стих первый – 1964 год
😢 Стихотворение пишется в непростой для Бродского год – год судилища и ссылки, когда Иосиф Александрович получил ссылку не за тунеядство (официальная причина), а за творчество, которое не нравилось власти.
Хочется привести отрывок из диалога Бродского с судьей, чтобы вы поняли, в каких разных мирах они жили…
Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова.) А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал, что это дается образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…
Это был суд земного над возвышенным, кандалы надели на руки именно поэта, а не тунеядца (им Бродский и не был).
Развитие сюжета
Стих «Колыбельная» написан в 1964 году ещё до суда, поэтому в нём мало черного, больше белого, желтого и серого…
Зимний вечер лампу жжет,
день от ночи стережет…
☝ По сюжету мы видим желтый свет лампы в рождественский вечер, когда между человеком и Богом лежит белый лист бумаги и требует праздничного жертвоприношения.
Во всем мире существует только Бог, бумага, лампа и автор строк, который поместил себя в священный круг творчества и проводит там тайный обряд принесения в жертву… себя.
Зимний вечер лампу жжет,
вены рук моих стрижет…
Как видим, лампа означает бытие, которое тоже требует жертв и принимает их в виде остриженных лет, оставленных над таинством действия с бумажным листом и чернильной ручкой…
Рифма и тропы
☝ Стихотворение написано в четыре катрена, имеет кольцевую композицию и смежную рифмовку (жжет – стережет – свет – бед).
Средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (желтый свет, белый лист, бесшумный круг, темные строки, зимний вечер).
- ✔ Олицетворения (вечер жжет, вечер стережет, лампа даст, вечер стрижет).
Отметим большое количество глаголов, которые вместе с тем не мешают напевности и плавности течения стихотворения, хотя и несколько лишают его рождественского антуража.
Стих второй – 1992 год
✨ В 1992 году Бродский уже реабилитирован по делу 1964 года (чувствуете связь двух стихотворений?), а в России выходит его 4-томное собрание сочинений, что открывает Иосифа Александровича для широких масс.
В этом же году пишется и вторая «Колыбельная», где повествование ведется от женского лица, от имени матери (Марии?), родившей сына (Иисуса?) и дающей ему наставления.
☝ Во второй «Колыбельной» нет отсыла к творчеству, но есть много философии жизни, что мог себе позволить Бродский в 1992 году, являясь Нобелевским лауреатом и признанным мэтром.
Стих по сути – это обращение матери к сыну с заветом:
Родила тебя в пустыне
я не зря.
Потому что нет в помине
в ней царя…
Не было в душе людей Бога 2023 года назад – вот и пришло время появиться Иисусу, который и должен был вывести людей из пустыни бытия к источнику вод, сам познав жажду песков (искушения Христа).
Привыкай к пустыне, милый,
и к звезде…
Мать наставляет сына на долгий и тяжелый путь, где горы определяются по кресту на вершине, а отношения между люди по объему любви в сердце.
в ней легко признаешь гору
по кресту…
Завершается стих звездным светом над песком человеческой пустыни, словно бы, это мать жжет лампу о сыне и разливает его над миром людей, большинству из которых он так и не смог помочь по причине их черствости…
Краткий анализ
☝ Стих написан в жанре колыбельной, он напевен и лиричен, имея линейное развитие композиции и перекрестную рифмовку (пустыне – зря – помине – царя).
Основная тема произведения – странствия человека и его желание покинуть пустыню человеческой черствости, которая делает всех одинаково серыми и бездушными…
✔ Отметим в произведении несколько эпитетов (поздний час, бескрайняя пустота, ребячьи игры, людские тропы) и метафору «чела сиянье». Также имеются инверсии, которые важны для рифмы и оригинальной подачи мысли в стихотворной форме.
Слушаем стих
ТОП русской поэзии
- 💔 Анна Ахматова
- 🍷 Александр Блок
- ✨ Валерий Брюсов
- 👀 Борис Пастернак
- ☝ Владимир Маяковский
- ✨ Зинаида Гиппиус
- ✔ Иосиф Бродский
- 🩸 Николай Гумилёв
- 💕 Николай Заболоцкий
- 😢 Марина Цветаева
- 🩸 Осип Мандельштам
- 💕 Сергей Есенин
- 🍂 Иван Бунин
- 📝 Федор Тютчев
- ✨ Игорь Северянин
- 👼 Константин Бальмонт
- 💕 Афанасий Фет