Комната Бродского

Строчки стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты» подобны натянутым через пропасть цепям, по которым можно перебраться с замкнутого мира комнат на простор ветра, но дозволяется поэтом и сорваться вниз, ибо порыв к свободе требует рисковать жертвой. Между натянутыми цепями видится глубина пропасти, на дне которой что-то разглядеть может только слепец, ибо он зрит сердцем. Классический анализ срок показывает вислоухому читателю, что Бродский хотел показать в стихотворении человека-хамелеона тех лет, живущего двумя жизнями – шёпотом на кухне о главном и крикам с трибуны ни о чём. Мне видится другая картина, позвольте поделиться.

Смысл стихотворения

С самого начала и с повтором в каждом четверостишье автор призывает не выходить из комнаты – шутит он или советует? Моё мнение именно советует и аргументов для этого несколько. Подсказка номер один:

За дверью бессмысленно все, особенно - возглас счастья.

Мир недоразвитого социализма не имеет смысла, за окнами снаружи слишком много искусственного, слишком много клоунады и разобраться где правда, где ложь могут лишь единицы. Улицы по социалистическим праздникам и будням наполнены счастьем с мишурой – счастье начинается от типовой квартиры с шаблонным ремонтом и заканчивается выстоянной в очередях бутылкой шампанского. Сверху сказали – так выглядит счастье, и рядовой обыватель в это поверил.

На улице теряется своё «Я», в замкнутой комнате его можно сохранить дольше. Для практика пример – свежий или маринованный и находящийся в банке помидор сохраниться дольше?  

Вторая подсказка в строках:

Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более - изувеченным?

Спрячь себя в комнате

Выйдя из комнаты ты всё равно в неё вернёшься, так как НЕТ альтернативы, но придя домой ты часть себя оставишь снаружи. Те умные мысли, которые за ночь накопились в голове, будут размазаны по социалистическим улицам и их снова придётся собирать в себе по крупицам, залазить за ними под диван, соскребать крошки с подоконника. Если рупор социализма выполнит роль кувалды, то назад в комнату ты вернёшься и вовсе изувеченным и тогда забудь о мыслях, а зализывай раны!

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь.

Догадаются другие и всё, тебе запретят думать, отберут право на свободу мысли и тогда ты уже не человек, а частика строя, шагающая вместе с ним в могилу неизвестности. Помни, на улице не Франция, здесь не положено иметь собственные мысли, здесь думают единицы, остальные лишь рычаги их желаний.

Если запереться и слиться с обоями, то возможно, тебя не заметят и пройдут с рупором мимо и тогда появится ещё один день на свободу мысли, пускай и в четырёх стенах. В комнате надо не спрятаться, ибо отворят и вынут, как кильку из банки с томатным соусом, а забаррикадироваться от всего внешнего, приложить усилия, ибо всё снаружи живёт общей жизнью, где места личному нет, если оно не способствует развитию общественного. Начиная от хроноса-времени и заканчивая вирусами – всё внешнее стремится жить по законам общества, которое ещё слишком молодо, чтобы оценить верность пути, но не терпит свободомыслия.

Даже женщинам (не жёнам, а милкам) Бродский советует не доверить… она может сказать там, что ты думаешь здесь и всё, тебя как личности нет…

Мой взгляд на «Комнату» - это стихотворение, призывающее сохранить в себе свободного и думающего человека, вопреки лозунгам и призывам всей страной идти в ногу с социализмом, с его общими правилами и голосом ребёнка, возомнившего себя мудрым стариком.

Кратко

Особенностью стихотворения «Не выходи из комнаты» является полной отсутствие эпитетов, что делает его несколько сухим, но не потерявшим глубину. Стиль написания дольник, который наполнен словами не по теме – субстанция, космос, хронос, вирус и т д. Это придаёт строкам оригинальности, что в целом свойственно Бродскому.

Стихотворный размер семистопный ямб, в некоторых местах он разбавлен пиррихием с началом в виде рефрена. Метафоры (слейся лицом с обоями, не вызывай мотора) придают строкам напряжение, зато эпитеты отсутствуют, что делает стиль рваным, без потери глубины.

Использует Бродский и иронию, включая в строки слова чужеродной терминологии (эрос, субстанция и пр.). Стих отлично подходит к самоизоляции 2020 года, хотя он достоин большего, чем сравнения с очередной пандемией и проживёт дольше, чем воспоминания о полудобровольном домашнем заточении.

Анализ с приколом

Приехал как-то проездом к герою стихотворения друг из Чуйской долины и привез чемодан зеленого «табаку», после чего ему шляться по улицам стало не в кайф. Сидит себе, курит и твердит:

Не выходи из комнаты

Видимо, боится поделиться травкой или полиции страшится, или черти крадутся, поди узнай. Выбежит себе в уборную и бегом назад в комнату – вдруг траву спер сосед, так и мается главный герой.

Со скуки и под кайфом видения к нему приходят, то русалки, то милки... даже раздевать их боится, вдруг поддастся искушению и расслабится, а в углу ещё пол чемодана травы. Верные друзья стул и стены. Во-первых, они не курят, во-вторых не сдадут, в-третьих и с ними можно потанцевать после глубокой затяжки.

Иногда тянет в прихожую нюхнуть аромата капусты и лыжной мази для разнообразия букета жизни, но писАть не хочется, только пИсать и то редко, не пивасик же)).

Только в уборную - и сразу же возвращайся.

По мере приближения к днищу чемодана героя начинает колбасить, как пиратскую шхуну в Карибском море. Комната с остатком дури становится лучше Франции, хочется быть одновременно дураком и мыслителем, сливаясь разумом и цветом лица с окружающим миром, читай, со шкафом и обоями.

Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями.

В эндшпиле, на последней затяжке, строится баррикада из обломков шкафа и кайфа, которая отгораживает героя от участкового, проституток, коронавируса и расовой дискриминации. Занавес.


Текст

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно - возглас счастья.
Только в уборную - и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более - изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

1970 год

Читает Бродский


Комментарии   
0 #2 Макс Корженевский 23.10.2020 14:33
Я бы более провел аналогию не с коронавирусом, хотя запертая комната ещё тат образ, а с ситуация в постсоветских странах, где остатки "социализма" ещё сохранились и кое-где приобрели гипертрофированные формы. Например, В Беларуси, где внешняя показуха нелепо сочетается с с глубоким внутренним трагизмом народа, где идёт практически геноцид собственного народа и страна превращается в большое гетто с тысячами политических заключённых.
Цитировать
+4 #1 Юлия Качалова 12.11.2018 17:39
Творчество Бродского насыщено магнетизмом, это не только один из самых думающих поэтов (не в укор другим), но и один из самых сложных авторов. Лично я начала понимать его только после того, как прослушала десятки аудиозаписей, кто бы другой не читал не проходило глубоко. Не согласна с мнением автора статьи, но это оригинальный взгляд, что и радует в сером мире.
Цитировать
Добавить комментарий