brodsky_1962.jpg

Ещё одно стихотворение Бродского является аллюзией на работу Пушкина В прошлый раз мы анализировали, что хотел сказать автор в стихе «Я вас любил», а этот раз снимем шляпу и разберём по косточкам строки «Я памятник воздвиг», написанное 22-летним поэтом в 1962 году.

В стихотворении автор в образе героя рассказывает, что он уже воздвиг себе памятник, но этот монумент отличается от классического пушкинского обелиска. У Бродского памятник иной по внешнему виду и по расположению и это монумент является отражением его мыслей и взглядов.

Спиной к постыдному прошлому

С первой строки стихотворения в нём чувствуется дух бунтаря, который шёл с Бродским рука об руку всю жизнь, подобно тени. Поэт является ярым противником текущей социалистической действительности, убивающей человеческое «я» и загоняющей индивидуума в стадо общества. Автору не нравится ближайшее прошлое страны, и он не стесняясь называет его постыдным.

К постыдному столетию -- спиной.
К любви своей потерянной -- лицом.

Поэт противопоставляет постыдное прошлое потерянной любви, ставя последнюю наголову выше – памятник установлен к ней лицом. Внимательный читатель заметит, что грудь памятника смотрит в сторону любви, а ягодицы в сторону постыдного столетия. Любовь достойна выгнутой колесом груди, а море полуправд прошлого только взгляда на пятую точку.

Далее, уже во втором четверостишье, поэт говорит в строках, что образ и расположение памятника не случайно и он не собирается их менять. В 1962 году началось первое давление власти на Бродского, но автор стихотворения откровенного говорит, что останется при своём мнении и не изменит взглядов даже под давлением.

Какой ни окружай меня ландшафт,
………………………………………………………..
я облик свой не стану изменять.

Мой облик неизменен

Автор считает свой талант даром свыше – его подарила муза и этот огонь поэт обязан нести в чистом виде, не болтаясь с ним из стороны в сторону. Такое расположение памятника основано на фоне усталости от текущего дня, это не спонтанное решение, а продуманный выбор.

Бродский уподобляет себя этому памятнику, что видно из второй части стихотворения. Он говорит, что ничего не изменит даже если ему будет угрожать «демонтаж». Не за горами ссылка и полное презрение властей, которое вынудит покинуть страну. Бродский примет решение эмигрировать, но от своих взглядов и убеждений не откажется. Уже в 1962 году он принёс клятву верности своим убеждениям и не отречётся от них никогда.

Эта непреклонность видна в стихотворение и отражена в сцене возможного сноса памятника. Поэт буквально кричит, что его правда, его убеждения не останутся незамеченными, если обвинят, разрушат или даже расчленят, то правда вырвется сквозь незрячие глаза гипсовой статуи и ударит струёй в небеса.

сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

Стихотворение достаточно легко читается, для понимания его смыла не надо долго просматривать через лупу межстрочное расстояние.


Текст

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию -- спиной.
К любви своей потерянной -- лицом.
И грудь -- велосипедным колесом.
А ягодицы -- к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, --
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, --

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

1962 год

Чтение стихотворения

Стих "Памятник" читает Павел Беседин.





Комментарии   
0 #4 Александр Раев 24.07.2021 14:31
Лично мне анализ понравился, нельзя раскрывать в нём на 100% свое личное мнение, своё отражение в душе, так как это каждый должен находить для себя сам. Задача автора заставит захотеть читателя идти дальше, заставить его открыть дверь и потом внимательно читать между строк...
Цитировать
0 #3 Михаил Губайловский 12.07.2021 09:49
3. Друзья мои. Литературная критика или размышление над текстом, это не пересказ поэзии прозой, о нет. Это всего лишь простая методическая вещь.Попытка подумать о прочитанном, причём с тем читателем, который искушён в чтении не менее вашего, а не для 7 класса првоинциальной школы современной России. Пока хиреет Критика - люди не понимают "чтой-то за поэзия такая и к чему это"? Пока они недоумевают таким образом, живой творческий ум медленно плесневеет и жизнь превращается в подобный выше написанной бездарный ученический пересказ должного. вместо риска мыслить, вместо свободы литературной реакции на искусство, и вместо попытки высшей точности. С другой стороны - тина и болото всегда наверху, в стоячей воде. И нырять в эти грязные воды на глубину в поисках улыбки и удивления солнечного света на дне, с каждым годом людям всё тяжелее.
Цитировать
0 #2 Михаил Губайловский 12.07.2021 09:42
2. И я не говорю о глубокой неточности всего написанного, - остаётся просто призывать. К мысли самостоятельной а не к этому чёрному болоту казённой правильной лексики. Читая подобное совершенно неудивительно что у нас перестали читать стихи и мысли о них -. то есть серьёзную Коритику.. Смотрите что позволяет наш шустрый критик - "Автору не нравится ближайшее прошлое страны, и он не стесняясь называет его постыдным". Он знает что поэту нравится а что нет. Стихи недостаточно полно об этом говорят. ему важно расчленить Иосифа Бродского до уровня мёртвой засушенной мухи. Моя надежда на тех немногих, кто ещё слышит фальш и глупость подобных школьных рецензий, в общем и расчитанных на уровень ср. школы. Люди постарше. подразумевается. вообще не откроют томики стихов и посвящая себя единственно насущному и важному, зарабатыванию денег.. Иногда вспоминая кошмарные тексты тех, кто вроде этого критика "умеет читать".
Цитировать
0 #1 Михаил Губайловский 12.07.2021 09:42
1. Выше вам представлен - пример отвратительной литературной критики - поразительно пошлой, написанной предсказуемо, словами, пригодными хоть для кино рецензии хоть для интрнет блога. "Стихотворение. является аллюзией на стихотворение Пушкина" - критик не понимает что пишет, просто пишется! Образы пушкинского Памятника, стали своего рода зеркалом для каждого поэта и писателя вообще. пишущего по русски.Из таких аллюзий можно составить том. Когда вместо мыслей вы встречаете у критика пересказ для полных идиотов того что лучше написано стихами, и фразы навроде этой - "Автор считает свой талант даром свыше – его подарила муза и этот огонь поэт обязан нести в чистом виде, не болтаясь с ним из стороны в сторону. " - просто необходимо мгновенно прекратить это читать убивая свой литературный вкус, его остатки,.вбирая подобную рефлексивную немощь
Цитировать
Добавить комментарий