Метафора - это фигура речи, которая для риторического эффекта напрямую обращается к одному, упоминая другое.
Придать глубину своим стихотворениям и раскрасить их оригинальными красками Иосифу Бродскому позволяют средства художественной выразительности – метафоры и эпитеты.
С помощью метафор поэт переносит названия с предмета на предмет, основываясь на их общих свойствах. Эпитеты же являются определениями при определяемом слове, которые придают последнему красоту произношения и выразительность.
Предлагаем разбор троп на примере стихотворения «Холмы», которое было написано в 1962 году.
Метафоры в Холмах
В стихотворении «Холмы» Бродский использует метафоры:
- Царила жара.
- Пространство росло меж них.
- Сон их был полон мук.
- Крик потряс склоны.
- Кусты распахнулись.
- Чернела в ряске дыра.
- Стада облаков.
Перенос значений позволяет наделить определяемые слово новым смыслом, при придаёт строфам глубину.
Как будто они проснулись,
а сон их был полон мук.
Эта метафорическая связка придает новое свойство распахнутым кустам, как будто они спали в кошмарном сне и резко открыли глаза.
Метафора «крик потряс склоны» имеет определяемое слово «крик» и определение «потряс склоны». С помощью это средства выразительности мы видим силу крика, он был настолько мощным, что склоны холмов буквально задрожали.
Подобным образом можно расшифровать и другие метафорические связки.
Анализ эпитетов
Эпитетов в стихотворении «Холмы» не меньше, чем метафор. С их помощью стих набирает выразительность и обретает красоту произношения. Отметим тропы:
- Пьяная свадьба.
- Скелет кошмарный.
- Розовый шпиль.
- Внезапно распахнулись.
- Страшная весть.
- Заросший пруд.
Кроме эпитета №4 во всех остальные определяющим словом является прилагательное.
Смерть — не скелет кошмарный
с длинной косой в росе.
Смерть — это тот кустарник,
в котором стоим мы все.
В эпитете №2 Бродский показывает, что смерть – это не скелет где-то в глубоком гробу – это часть того мира, в котором мы живем, часть нашего бытия. Автор называет смертью кустарник, ибо он растет из праха и становится прахом довольно скоро. Впрочем, как и человек.
Мерцала на склоне банка
возле кустов кирпича.
Над розовым шпилем банка
ворона вилась, крича.
Определение «розовый» показывает высоту шпиля банка, который сверкает в лучах солнца, но является такой же составной часть бытия, как и консервная банка возле кучи мусора.
Тропы используются во всех стихотворениях Бродского, где-то доминируют метафоры, где-то эпитеты, что определяется только рукой мастера, который пишет картину стихотворения на свой художественный вкус.
#НЕВЫХОДИИЗКОМНАТЫ
Документальный фильм к 80-летию со дня рождения Иосифа Бродского не будет лишним в завершении статьи.