Басманова и Бродский - воспоминание в стихах

Полный текст

Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.

Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком
и, судя по письмам, чудовищно поглупела.

Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии
на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною
чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более
немыслимые, чем между тобой и мною.

Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем
ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,
но забыть одну жизнь — человеку нужна, как минимум,
еще одна жизнь. И я эту долю прожил.

Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,
ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.

1989 год.


В возрасте 49 лет, в 1989 году от Рождества Христова, Бродский пишет стихотворение «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером», которое является ещё одним мостиком между настоящим и прошлым поэта. Стих является обращением к своей доминантной любви жизни, к Марине Басмановой, пусть она и сошла с Олимпа любви уже вчера и её место занято богиней с меньшим темпераментом.

Взгляд во вчерашнее без боли

Марианна Басманова долго была королевой сердца Бродского, только много позже после расставания с ней поэт смог писать на тему любви без боли. Они расстались ещё в СССР (1972 год), поэт уехал в эмиграцию, а Марина осталась в стране с сыном (отрок Бродского, Андрей).

💕 Почему они не уехали вместе? Потому что уже не были той парой, которая делит последние крошки сахара и готова отведать на ужин соли.

По большому, отношения дали трещину, когда Басманова изменила Бродскому накануне его ареста и отправки в ссылку. То, что она потом приехала в архангельскую деревню немного смягчает пейзаж, но третий между ним стоят все равно, при этом это был бывший друг Бродского, а быть углом треугольника Иосиф Александрович не мог (привет Бобышев).

У Марины и Иосифа была после переписка, но не более, они стали по-иному видеть не только себя, но и окружающий мир.

Марианна Павловна много пережила Бродского, она жива и по сей день (лето 2022 года), а стих, который мы сегодня анализируем стал последним из цикла посвящения М.Б.

Послание Марианне

Уже по заглавной строчке стиха «Дорогая, я вышел сегодня из дому» мы видим, что это стихотворение-обращение, в котором автор пытается заглянуть в прошлое и поставить в нём точку днём настоящим.

Герой стиха вышел подышать свежим воздухом и предался мыслям о прошлом, о прошедшей любви, о своей, свергнутой с пьедестала богине. Все вокруг располагает к философии – закат набирает силу прощания и похож на веер, а черная туча на небе как-бы является отголоском тяжелого прошлого.

Во второй строфе Бродский заканчивает с предисловием и переходит к делу, обращаясь к Басмановой, которая когда-то:

Развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком

А сейчас:

Судя по письмам, чудовищно поглупела.

Откровенность наше все – это сам Бродский, который кстати был чудовищно стеснителен (во время жизни в СССР), но если побеждал стеснение, то мог резко стать жестким до грубости.

Далее герой продолжает свой монолог-обращение – Басманову сейчас (1989 год) часто видят в софитах центральной жизни и на периферии, где она посещает церковь, но это не трогает сердце поэта, так как отгорожено от него тысячами километров и чередой измен.

Бродский уже прожил свою жизнь, чтобы забыть первую любовь он смотрит на минувшие отношения с колокольни зрелости и по сердцу более на стекает кровь, выпячиваясь наружу через бинты на порезанных венах.

Но забыть одну жизнь — человеку нужна, как минимум,
еще одна жизнь. И я эту долю прожил.

💕 Завершая стих Бродский называет Басманову немножечко счастливой, ибо в его памяти она осталась молодой, веселой и чуть-чуть глумливой, где ещё можно сохранить такой образ, если только на старом фото, но оно уже пожелтело от времени.

 

Анализ средств выразительности

Стих написан в пять строф, имеющих перекрестную рифмовку (вечером – океана – веером – фортепиано), где есть женские и мужские рифмы. Жанр – любовная лирика с философскими нотками, пытающимися напеть мотив бренности бытия.

Из троп отметим:

  1. Сравнения (закат догорал веером, туча клубилась, как крышка фортепиано).
  2. Эпитеты (свежий воздух, китайский веер, концертное фортепиано).
  3. Метафора (вдыхаю гнилье отлива).

Также в строках есть несколько инверсий, помогающих автору наладить дело с рифмой и оригинально подать стихотворение читателю.

ПС. Но все-таки дорогая…

Читает Вениамин Смехов