Сергей Есенин в 1923 году

Текст

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

1923 год


Анализируем стих

✔ В 1923 году Есенин находится на сложном и, как оказалось потом, роковом для него перепутье. Старого парня-рубахи уже почти нет, вчерашние идеалы разрушены, а взгляд вперёд ловит пустоту. Потеряны многие друзья, нарастает конфликт с советской властью и поэтому Сергей всё чаще пишет стихи-исповеди, пытаясь подвести некую черту над пройденным этапом жизни.

Исповедь Есенина

💕 В это время пишется «Мне осталась одна забава», которое пополнит золотой фонд творчества поэта. Стихотворение-исповедь должно открыть глаза окружающим на жизнь Есенина и объяснить им, что стало причиной не всегда понятных поступков поэта и человека.

И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Горел для вас, говорит Сергей, так почему же вы меня не понимаете?

Устав обращаться к окружающим, которые его не понимают (это не первое есенинское стихотворение-исповедь), Сергей вспоминает о Боге, что редкость для его творчества.

Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Вопрос веры

Первая строка легко объясняется – поэту стыдно за то, что он ранее верил в Бога, но променял веру на собственное горение. Вторая строка показывает, что нет веры и сегодня, но от этого только горько. Может быть, Есенину и хочется стать ближе к Богу, но «грехи в рай не пускают», может, просто стыдно идти к нему из-за прошлых грехов.

Строки:

Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Можно отнести к автобиографичным. Редко у кого из поэтов встретишь такое переплетенье ангелов и чертей – нежной лирики и лихих загулов в кабаках, страстной любви и неистового хулиганства. В Есенине перемешано столько чёрного и белого, светлого и тёмного, что земному человеку не осознать, где находится его истина.

Покаяние?

😢 Можно считать эти стихи покаянием и исповедью, хотя жить Сергею ещё более 2 лет и он немало успеет сделать на этой земле.

В конце стихотворения Сергей Есенин не умоляет его простить, а просит:

Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Мы не знаем, что Бог сказал поэту после смерти, но церковь позволила похоронить его на кладбище, что нельзя делать с самоубийцами (такова официальная версия смерти). Возможно, это жест, которым церковь приняло его покаяние, почитателям же поэта его не надо прощать – он открыл им глаза на русскую душу и достоин только аплодисментов.

 

Эпитеты и метафоры

✔ В стихотворении «Забава» Есенин использует тропы для выразительности строк и придания строфам художественной глубины.

✔ Отметим метафоры:

  • Розу белую с черною жабой/ Я хотел на земле повенчать/.
  • Для того, чтобы ярче гореть.
  • Дар поэта - ласкать и карябать.
  • Ах! какая смешная потеря! / Много в жизни смешных потерь/

✔ Эпитеты:

  • Веселый свист.
  • Дурная слава.
  • Смешная потеря.
  • Розовых дней.
  • Золотые дали.

✔ Противопоставление:

Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

✔ Стих написан анапестом и имеет перекрестную рифмовку (забава – свист – слава – скандалист). Стихотворение написано за 2 года до смерти Есенина и относится к жанру лирической исповеди.


Аудиозапись стиха

Стихотворение "Мне осталась одна забава" в исполнении С. Безрукова.


 

 

ТОП русской поэзии