Пороша Есенина

Знаковым произведением периода раннего творчества Сергея Есенина считается стихотворение «Пороша», написанное поэтом в возрасте 18 лет. В 1914 году первые стихи автора только начинают публиковаться, до Олимпа славы ещё далеко, но уже видна рука мастера и каждая новая работа – это вклад в копилку новых читателей.

В данном анализе блог Stihirus24 раскроет композицию, тему и жанр стихотворения, а также уделит внимание средствам художественной выразительности, которые использовал в произведении Есенин.

Константиново против Москвы

В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:

Бесконечная дорога.

В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:

Долбит дятел на суку.

В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.  

Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.

Тема и композиция

Основная тема стихотворения – это выражения любви к природе и малой Родине, тому месту, где ты родился и дорос от пелёнок до человека. Эти места имеют особое значения, там дорога каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце. Пусть сейчас они и далеко в физическом плане, но они совсем рядом в сердце и не теряют ценности.

Есенин уверен, что в тяжёлые минуты бытия именно любовь к малой Родине придаст ему сил, в часы смятения и печали автору строк ничем не поможет московская суета, разве что, на время даст возможность забыться банальный, как пробка, московский кабак.

Композиция построена из четырёх строф, в каждой из которых открывается своя тема, но все они связаны единой нитью любви к природе и Родине. Сначала лирический герой едет верхом на коне по родным местам и описывает увиденное:

Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Затем внимание уделяется зимнему лесу, который

Дремлет … под сказку сна.

Третья строфа отдана на откуп образу сосны, её Есенин в лице лирического героя сравнивает со старушкой, а заканчивается стих описанием простора российской глубинки:

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Стихотворение является хорошим примером пейзажной лирики, написанной четырёхстопным хореем при перекрёстной рифмовке (звоны – снегу – вороны – лугу). Рифмы мужские и женские.

Метафоры, эпитеты и олицетворения

В качестве средств выразительности в стихе использованы:

  • Сравнения (словно белою косынкой).
  • Олицетворения (дремлет лес, вороны раскричались).
  • Просторечья (оперлася, повязалася)
  • Метафоры (стелет шаль, заколдован невидимкой).
  • Эпитеты (серые вороны, белою косынкой и пр.).

С их помощью удаётся передать образ зимнего леса и простор российской глубинки даже из сдавленной судорогами улиц Москвы. Стих легко читается в школе, быстро заучивается и вдвойне рекомендован к прочтению жителям мегаполисов, которым не довелось в реале увидеть красоту турецкого пляжа русской природы.


Текст

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

1914 год

Слушаем стих

 

 

Добавить комментарий