Летнее поле в деревне

Текст

Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасёных
Неизбывные стада,
И струится с гор зелёных
Златоструйная вода.

О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

1917 год.


Стихотворение «Гляну в поле, гляну в небо» пишется Сергеем Есениным в 1917 году всего через 2 оборота годовой стрелки после приезда молодого поэта в Питер и попытки показать себя в поэтическом мире.

Взгляд в поле… и небо

💕 Стих является ещё одной короткой одой деревне – своей известной Родине, отличительная его черта – это тонкая завуалированность религиозных чувств (признаться, остатка от заветов бабушки) и философский финал произведения.

Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях, и в небе рай.

✔ Название стиха и его первые строки дают подсказку, что в нём будет не только краткая песня родным полям, но и остаточные чувства к Богу, пусть они и так затуманены, что почти не видны.

Есть версия, что стих пишется на Успение Божией Матери, посему в нём и видна тонкая попытка соединить небо и землю, связать их вместе и, где-то, обязать служить друг другу.

Рай представлен Есениным на земле и на небе, последнее понятно, а вот земной рай в деревне не может наступить до уборки урожая. От полноты амбаров зависит, будет ли сытой зима, удастся ли её пережить без голода. Так было при царе, так есть и при Советской власти – это жизнь, Ленин сиськой не накормит).

Как раз-таки после Успения наступает время частичного отдыха – урожай собран и время слегка передохнуть и даже отметить завершение ещё одного тяжелого сезона в поле. Небольшой такой земной рай.

👀 Легкий отсыл к загулявшей деревне есть в последней строфе стиха:

О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Мужик гуляет во всю, но его жена получает награду за эти муки уже сейчас – Господь поливает её уставшие руки теплым коровьим молоком. Это более чем физиология, это благодать по Есенину, когда за страдание от мужика-пропойцы женщина получает венец награды уже сейчас. Под теплым молоком может быть завуалировано небесное прощение, как Иоанн Креститель снимал грехи крещением водой, так корова выступает в роли деревенского Иоанна и благословляет женский труд и муки теплым молоком – самой жизнью.

Краткий анализ

✔ Стих написан в три строфы с помощью перекрестной рифмовки (небо – рай – хлеба – край) и имеет последовательное развитие сюжета.

✔ Олицетворение – «тонет в копнах хлеба (край)».

✔ Эпитеты – пропащий мужик, ласковые руки.

✔ Метафора – златоструйная вода (вода со струями, как золото).

Стихотворение показывает симбиоз неба и земли в видении Есенина, когда «физика и лирика» сливаются в одно единое неразрывными нитями.


Аудиозапись