Цветаева и Маяковский

Как понятно из названия стихотворения, даже ученику церковно-приходской школы, оно посвящено Маяковскому, хотя отношения с ним Марины Цветаевой сложно назвать тесными и добрыми. С одной стороны, братство поэзии объединяло, с другой именно Владимир внёс лепту в гибель Эфрона и отчасти стал причиной отъезд Цветаевой за границу.

Цветаева – Эфрон – Маяковский

Попав первый раз на творческий вечер Маяковского Цветаева была очарована и оставила поэту-пролетарию письмо со словами «Люблю вас». Относилась это к творчеству или её хозяину вопрос, но вечер не оставил Цветаеву равнодушной.

Далее жизнь упростилась и дороги поэтов пересекались не так часто, хотя «взгляд каторжника» манил Цветаеву, как манит мотылька огонь свечи. Отчасти в роли свечи и пришлось сыграть Маяковскому, который приложил руку к вербовке Эфрона в органы ГПУ. Отсюда отъезд Цветаевой (Эфрон нужен был за границей, а Цветаевой не мешали с отъездом), отсюда спонтанное возвращение, нищета, поэтическое непризнание и самоубийство от отчаяния. Конец печальный, а в начале этого мрачного пути маячит глыба Маяковского…

Строки обращения

Стихотворение «Маяковскому» написано в форме обращения, что подчёркивает многократное использование слова «Здорово», которое ломает между автором и объектом обращения дистанцию и показывает их знакомство. Уже из первых строк понятно, что Цветаева желает преподнести Маяковского, как глыбу со всеми её необтёсанными углами в минус и ломовой славой в плюс.

Он возчик, и он же конь,
Он прихоть, и он же право.

Из этих строк видно, что автор видит Владимира вполне самодостаточным поэтом и человеком. Если он что-то делает, то от души и по полной! Как же вербовка Эфрона? А Маяковский не считает это зазорным – он оказал услугу одновременно и заблудшему мужу Цветаевой, и стране Советов. Прямой вины Маяковского в дальнейшем развитии событий нет… Как-будто.

Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый…

Цветаева видит Маяковского певцом площади, он просто не вписывается в тишину кабинета, он слишком тяжеловесен для него. А вот «гордец чумазый» это возможно и не прямой посыл, а завуалированный намёк на грехи, которые не всегда замечаются на городской площади, в окружении многоликой толпы.

Кстати, творчество Цветаевой не представляла для Маяковского интереса, более того, он несколько раз выступил в роли критика стихов поэтессы.

Кратко о главном

Жанр стиха – посвящение, написанное в форме стихотворного монолога лирической героини (Цветаевой), которая не скрывает эмоций по отношению к предмету посвящения (Маяковскому). Композиция одночастная с перекрёстной рифмовкой (конь – право – ладонь – слава). Стихотворение украшено сравнениями, восклицательными обращениями и эпитетами (булыжный гром, чумазый гордец, ломовая слава).

Текст

Превыше крестов и труб,
Крещённый в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!

Он возчик, и он же конь,
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
— Держись, ломовая слава!

Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.

Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребёт — крылом
Архангела ломового.

18 сентября 1921

Читает Татьяна Черных


Добавить комментарий