Марина Цветаева в 1920 году

Теме одиночества в творчестве и любви посвящено стихотворение Марины Цветаевой «Пригвождена», которое написано поэтессой в смутном для России 1920 году. Это не просто одиночество от уехавшего после революции в Европу Эфрона (муж), но творческий застой, когда новые работы пишутся в стол без публикации и автор отрезал пилой революции от читателя.

Одиночество таланта

В первой части стихотворения хорошо просматривается одиночество таланта, когда поэт испытывает боль от невостребованности. В эти годы Цветаева обвиняется в нелояльности к новой власти (в результате это и вынудит её уехать из страны), более того, она воспринимается нынешними правителями, как представитель буржуазии со всеми вытекающими.

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Змея в сердце – это желание писать и быть услышанной, змея требует жертв читателей и понимания. Этого нет. Клеймо на лбу – это табу на публикации и отверженность, которые и пригвоздили Марину Андреевну к позорному столбу небытия.

Пепел в руке

В 1920 году у Цветаевой пропадает всё золото и серебро души – нет печати, нет любви, непонятно что с Родиной. В руках остаётся только пепел, который не греет и тешит только воспоминаниями.

Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

Не смогла Цветаева обойти стороной и Бога с Любовью, только тут есть толика сарказма, обращаясь с молитвой она говорит, что вымолила только этот пепел. Что же, придётся довольствоваться тем, что есть, но даже с пеплом в руках нельзя забывать о любви, надо всегда идти к поцелую, как её первому предвестнику.

Пусть при поцелуе не будет красивых слов, но не будет и пустоты, поэтесса надеется, что стрелы Амура ещё поразят её сердце, пусть это будет и не на родной земле. Тут четко прослеживается извечная нить Цветаевой – Жизнь всегда равняется Любви, всё остальное, если и важно, то вторично.

Краткий анализ

Рифмовка стихотворения перекрёстная столбу – старинной – на лбу – невинной, а в качестве средств выразительности используются эпитеты (позорному, молчаливых) и метафоры (с змеею в сердце). Строки написаны в жанре философской лирики, в которой женщина делится с читателями своими бедами и показывает решимость не останавливаться на дороге любви, несмотря на все невзгоды.

Текст

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

19 мая 1920

Видео стихотворения




 
 

Добавить комментарий