Психея Цветаевой

К разряду стихотворений-посвящений можно отнести стих «Психея», написанный Мариной Цветаевой в 1920 году и «адресованный» давно покинувшей мир супруге Пушкина, Наталье Николаевне.

В начале анализа мы ознакомимся с мифом о Психее и Амуре, что поможет лучше понять строки и сделать из прочтения правильный вывод, а далее разберём сюжет стихотворения и посмотрим на его размер и средства художественной выразительности (эпитеты и метафоры).

Амур (Эрот) и Психея

Психея была младшей дочерью и славилась такой красотой, что посмотреть на неё приезжали с разных уголков земли и вскоре стали за красу воздавать почести, как богине. Это не смогла пропустить мимо Афродита, которая обиделась и решила отомстить девушке. Для этого она отдала приказ сыну Эроту вселить в сердце девушке любовь к самому страшному чудовищу.

Приказанное сбылось, и Психея стала женой чудища, которое посещало её по ночам на условиях договора, что она не узнает его лица, но жила девушка в прекрасном дворце и ни в чем не знала отказа. Это вызвало зависть сестер, они вынудили нарушить обещание. Они рассказали её, что муж чудовище и подговорили ночью посмотреть на него и убить.

Каково же было удивлении девушки, когда ночью в свете светильника она увидела на брачном ложе красавца Эрота. Со светильника упала капля воска, Эрот проснулся от ожога, обиделся на вероломство и улетел, а жена пошла искать его по земле.

Девушка наконец добралась до царства Афродиты и нашла там Эрота, который страдал от ожога. Его мать поставила перед Психеей много сложных условия для нахождения в её доме до выздоровления сына, и она их выполнила, после чего с согласия верховных богов стала законной женой Эроса и обрела бессмертие.

Тематика и сюжет

С помощью древнего мифа Марина Цветаева рисует нам образ Натальи Николаевны, которая «нарисована» в стихотворении небесным созданием – бабочкой ночной, исполненной красоты. Образ мужа (Пушкина) передаётся более грубо (в доме хриплые половицы и пыльные зеркала), ведь и Эросу приходилось прятаться за личиной чудовища.

Пунш и полночь. Пунш — и Пушкин,
Пунш — и пенковая трубка.

Цветаева не зря указывает, что Пушкин всего-то арап, ему далеко до Бога, он пыхтит трубкой и рассыпает Психее грубые ласки. Это его образ чудовища, но за ним прячется нежность души поэта, её божественная красота, открыть которую не каждому дано.

Но Психея ли это? В мифе Эрос бежит в обиде, в стихе же она покидает поэта ради мимолётных забав:

Выпорхнула. — Пунш — и полночь.
Вновь впорхнула: «Что за память!
Позабыла опахало!

Если в мифе Эрос получает ожог, то в стихотворении уже Психея беспокоится:

Не прожег ли ей перчатку
Пылкий поцелуй арапа…

Да, это лже-Психея – она ветер, она тлен и ей нет места на Олимпе Богов, где находится Пушкин.

В произведении Цветаева показывает, что не всякий миф может повториться на земле, не всякая красивая женщина может стать богиней, ибо земное берёт своё и требует оплаты в виде тлена.

Размер, метафоры и эпитеты

Стихотворение «Психея» написано в размере пятистопного ямба и имеет перекрёстную рифмовку (полночь – Пушкин – пунш – трубка). По жанру стих близок к исповедальной лирике, где в роли лирической героини выступает сама поэтесса.

В качестве средств выразительности использованы метафоры, например:

…платья
Бального пустая пена
В пыльном зеркале…

Эпитетов минимум (пылкий поцелуй), но достаточно много сравнений (на цыпочках – как пери, как призрак – …шепот и пр.). В начале стихотворения используется анадиплосис, который сразу повышает градус строк до торжественного.

Текст

Пунш и полночь. Пунш — и Пушкин,
Пунш — и пенковая трубка
Пышущая. Пунш — и лепет
Бальных башмачков по хриплым
Половицам. И — как призрак —
В полукруге арки — птицей —
Бабочкой ночной — Психея!
Шепот: «Вы еще не спите?
Я — проститься…» Взор потуплен.
(Может быть, прощенья просит
За грядущие проказы
Этой ночи?) Каждый пальчик
Ручек, павших Вам на плечи,
Каждый перл на шейке плавной
По сто раз перецелован.
И на цыпочках — как пери! —
Пируэтом — привиденьем —
Выпорхнула. — Пунш — и полночь.
Вновь впорхнула: «Что за память!
Позабыла опахало!
Опоздаю… В первой паре
Полонеза…» — Плащ накинув
На одно плечо — покорно —
Под руку поэт — Психею
По трепещущим ступенькам
Провожает. Лапки в плед ей
Сам укутал, волчью полость
Сам запахивает… — «С Богом!»
А Психея,
К спутнице припав — слепому
Пугалу в чепце — трепещет:
Не прожег ли ей перчатку
Пылкий поцелуй арапа…

________

Пунш и полночь. Пунш и пепла
Ниспаденье на персидский
Палевый халат — и платья
Бального пустая пена
В пыльном зеркале…

Март 1920

Аудио посвящения




 
 

Добавить комментарий