Париж Цветаевой

Первое посещение Парижа в 1909 году оставило в сердце молодой Цветаевой двойственные впечатления – с одной стороны там «дома до звёзд», с другой небо слишком близко к земле, отчего идеал сжимается до размера иллюзий. Эти эмоции и легли в основу стихотворения «В Париже», анализ которого блог Stihirus24 и предлагает.

История написания

Стих пишется на французской земле, куда 16-летняя Марина приехала изучать университетский курс старофранцузской литературы. Не так давно Цветаеву постигло горе – смерть матери и девушка хочет отвлечься, чтобы боль утраты быстрее осталась в прошлом.

Увлечение девушки хорошо заметно в строках, где упоминается Ростан, Сара и мученик Рейхштадский (он же Наполеон II). Последний запомнился девушке пои произведению Ростана «Орлёнок», а Сара Бернар исполнила главную роль в ростановской постановке.

Сюжет и тема

Начинается стихотворение с картины Парижа, где доминирует урбанизм и осталось мало места романтике:

Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.

Всё это вызывает у героини стиха тайную тоску, ведь её влекли в этой поездке не только дерзкие глаза парижан и переполненность улиц парами, но и ростановский романтизм. Хорошо подчёркивает состояние лирической героини фраза из третьей строфы:

Я здесь одна.

Да, город полон людей, но это чужой город и сердце томится по Москве. Даже ночь не прельщает, вызывая в душе жалость и желание скрыться в гостиничном номере, где сердце согреет дорогой душе портрет. Отметим, то в 16 лет это ещё не та Цветаева, которая будет после кидать все фишки на сукно любви, ей ещё близки детские идеалы и женщина только стоит на пороге формирования.

Ещё одно спасение в Париже – это сны, ведь они позволяют окунуться в мечты, где живут любимые герои и персонажи Цветаевой. На фоне шумных улиц и водопада любви, лирической героине снятся трава и облака, которые помогают приблизится к Родине и не чувствовать себя потерянной в чужом мире.

В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака.

Стихотворение ещё раз напоминает нам старую истину – хорошо там, где нас нет, ведь самые романтичные города могут не принести ни йоты радости, если ты чужой на их улицах.

Жанр и эпитеты

По жанру стих близок к городской лирике, но в нём есть заметные философские нотки и элементы элегии. Написано стихотворение перекрёстной рифмовкой (ниже – близка – Париже – тоска) с чередованием мужской и женской рифм.

В строфах достаточно много эпитетов, которые помогают передать атмосферу Парижа и душевные ощущения автора – вечерние бульвары, последний луч, покинутой Москве и т д..


Текст

Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Всё та же тайная тоска.

Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас,
Везде, везде всё пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.

Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.

Там чей-то взор печально-братский,
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейхштадтский
И Сара — все придут во сне!

В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.

Июнь 1909 года, Париж

Аудио




 
 

Комментарии   
0 #1 Александра Сорич 05.11.2020 10:34
Лучше бы оставалась в Париже и там освоилась, глядя на грядущую судьбу, возвращаться все равно в Европу пришлось и тоже было не совсем сахарно. Вопрос может в том, не почему плохо, а зачем ехала? Не надо заранее делать вывод о чужой стране по литературе. Читать Ростана - это одно, жить во Франции другое...
Цитировать
Добавить комментарий