Цветаева в юные годы

Полный текст

Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!

1909-1910 год.


Стихотворение «Ошибка» написано между 1909 и 1910 годами и опубликовано в первом сборнике Цветаевой «Вечерний альбом (1910). Стих рисует поэтическую картину неисповедимости пути, когда человеку дано видеть только внешнее, а внутренний мир явлений и предметов скрыт от глаз людских Божьим занавесом.

☝ В произведении Марина Ивановна (странно слышать имя-отчество для поэтессы, которой в момент написания стиха было 17-18 лет) приводит примеры, из которых видно, что не всегда стоит разгадывать загадку мироздания, не на все вопросы человек должен получать ответы. Однако есть исключение (ответ в последней строфе).

Снежинка и медуза

В первой строфе в качестве примера мы видим снежинку, во второй медузу. Первая летает, как звездочка, но стоит до неё дотронуться рукой и снег превращается в воду. После этого никакой человек не сможет ей вернуть то состояние, которое подарил Бог для полета.

Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Пример №2 – это медуза – она прозрачна и естественна в своем состоянии, но достаточно дотронуться рукой, как она теряет свою прозрачность и становится неестественно грязного цвета, цвета смерти.

Наряд мотылька

Ещё один пример, который выше понимания человека – это мотылек. Человек желает в нём рассмотреть не красоту однодневной жизни, а извлечь практическое понимание существования. Люди нередко тянутся рукой к мотылькам, желая понять их простоту, но на пальцах остается лишь пыль, а жизни насекомого останавливается ранее положенного срока.

Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Потому что нельзя

☝ В предпоследней строфе юная Цветаева делает вывод за снежинку и мотылька – не стоит пытаться схватить необъятное в руки, не надо пытаться удержать мечту в ладонях:

Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Последняя строфа возвращает нас с мира божественного в земное бытие – поэтесса дает совет – не всегда есть смысл плыть против течения, нельзя грусть представить страстью – она будет искусственной.

💕 Завершается стих выводом на тему любви –

Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!

Единственное, где человек может искать и ошибаться – это любовь, ведь без этого чувства, по мнению поэтессы, просто нельзя жить, жизнь без него сера, люди без любви скучают и зевают.  

Анализ коротко

✔ Стихотворение имеет линейную композицию с выраженным выводом в финале, а рифмовка классическая перекрестная (летает – скользя – тает – нельзя).

Из средств выразительности отметим метафоры:

  1. Видать не грезу, а земную быль (в мотыльках-скитальцах).
  2. Зарей раскрашенная пыль.

✔ Сравнения:

  1. Снежинка, как звездочка.
  2. Медуза, как пленник.

✔ Эпитеты «звездочка упавшая» и «раскрашенная пыль».

Стихотворение имеет красивый слог, относительно просто для восприятия и при желании легко учится наизусть.


Читает Натали Миронова