Старая Москва

Полный текст

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

1911 год.


Разрушение реконструкция старой московской застройки началось не при Сталине, как принято считать, процесс взял старт ещё при царском режиме в начале XX века. Об этом с печалью пишет Марина Цветаева в стихотворении «Домики старой Москвы». Стих датирован 1911 годом, когда Марине Ивановне было всего 19 лет и на её глазах происходило разрушение города, его перерождение из естественного в искусственный городской типаж.

Москва становится бетонной

🏠 Произведение, которое сегодня попало к нам на эшафот анализа, полно грусти по домикам, которые были настоящим украшением Москвы и которые уже не вернуть. Они были для поэтессы живые, а новая застройка – это нечто мертворожденное, что-то не настоящее, как будто понарошку.

Из переулочков скромных
Все исчезаете вы

К сожалению, бизнес рулил уже в те годы и дорогая московская земля не могла себе позволить маленькие красивые домики, которые были экономически не выгодны. На их месте стали появляться «небоскребы» того времени – 5-6-этажные здания, шарм старой Москвы ушел навеки и последующие попытки что-то восстановить похожи лишь на агонию прошлого, хорошего прошлого.

Цветаева обращается к старой застройке не без доли гнева к настоящему:

Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

😢 Где теперь расписные потолки и зеркала во весь рост стен? Где деревянные заборы, пахнущие лесом, и ангелы на фасаде домов? Только на старых фото и в художественных фильмах, где рулит графика.

Лучшее определение старой Москве дала поэтесса в предпоследней строфе стихотворения:

Домики с знаком породы.

☝ На их место пришли бездушные коробки, которые давят на глаза и вызывают только отторжение, они явно чужие для тех, кто видел, хотя бы на фото, старую Москву. Она была домашней, а стала чужой, в ней было уютно, а стало тяжело – громады зданий давят и город с каждым годом делает по шагу в сторону муравейника.

Идея и тропы

☝ Главная идея стиха – это сожаление за утрату старой Москвы и потерю истинных ценностей.

✔ Стихотворение написано в шесть строф и имеет перекрестную рифмовку (томных – Москвы – скромны- вы). Рифмы чередуются – мужские и женские.

Для передачи своих переживаний Цветаева использует в произведении достаточный набор средств художественной выразительности (троп). Отметим метафоры:

  1. Домики с знаком породы.
  2. Кудри, склоненные к пяльцам (кудри не могут склоняться, это метафорическое сравнение).
  3. Вас заменили уроды, — Грузные, в шесть этажей.

Сравнение – «точно дворцы ледяные».

Олицетворение – «и погибаете вы» (домики).

Эпитеты:

  1. Скромные переулочки.
  2. Ледяные дворцы.
  3. Томные прабабушки.
  4. Расписные потолки.

✔ Есть несколько инверсий (перестановок слов для достижения эффекта мелодичности и решения проблем с рифмовкой). Также используется аллитерация (повтор согласных), что придает строфам некое старинное шипение, словно бы шуршит по паркету старого дома бальное платье московской красавицы.

Композиция кольцевая – стих начинается с того, что домики есть слава прабабушек, этим же произведение и заканчивается, в середине поэтесса приводит плюсы старой и недостатки новой застройки.


Читает Ульяна Федоринина