Цветаева в детстве

Текст

Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе — феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.

Мы обе — феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам — для них совсем туманно:
Как и на все — на фею нужен глаз!

Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих…
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще невзрослый передаст ли стих?

1910 год.


Стихотворение «Наши царства» написано Цветаевой в 1910 году и посвящено золотой поре, когда поэтесса с сестрой проводила лето в Тарусе. Муся и Ася придумали себя настоящее летнее царства, где они были королевами (феями) и воображаемо повелевали силами природы.

Сюжет и тема стиха

☝ В первой строфе Цветаева перечисляет сокровища своего царства – среди них несметные богатства – поля, скаты, ручейки и деревья. Особую ценность представляют прошлогодние вишни, которые спрятали от фей во мху, но также попали в сокровищницу принцесс Таруса.

В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.

Во второй строфе поэтесса открыто называет себя с сестрами феями, которые спрятались в траве и сквозь ветки леса наблюдают за своим царством.

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.

☝ В третьей строфе есть немного обиды на взрослых (Марине все-таки 17 лет на момент написания стиха), ведь они не всегда понимают больших фей. Они видят двух диких девочек и совсем не хотят замечать под их маской настоящий фей).

Далее стихотворение показывает радость от раннего утра, когда взрослые ещё нежатся в постели, а Ася и Муся уже в своих владениях – бегают, танцуют и раскачивают качели-деревья.

К сожалению, день пролетает быстро и к вечеру феи опять превращаются в детей и вынуждены слушать взрослых с их нравоучениями и металлическими нотками в голосе. Шаги их становятся тихи, взгляд долу, но внутри все также горит огонь свободы, единение с природой и желание подчинить её себе.

Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих…

Анализ троп и рифмы

☝ Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и имеет пять строф с перекрестной рифмовкой (богаты – стиху – скаты – мху). Рифмы видим открытые и закрытые.

✔ Из средств выразительности отметим анафору «Мы обе — феи» (вторая и третья строфа), а также несколько уменьшительно-ласкательных слов, которые придают стиху шарм реальности (облачко, ручейки).

✔ Эпитеты:

  1. Прошлогодние вишни.
  2. Темный лес.
  3. Дикие девочки.
  4. Воздух свеж.

✔ Инверсия «Ещё невзрослый передаст ли стих?), где за счет перестановки местами слов достигается гармоничность рифмы.

Простое душевное стихотворение, где нарисована ещё Цветаева подросток, которая отдыхает на природе и ещё не видит своей роковой судьбы.

Слушаем запись