ночь Маяковского

Написанное в стиле футуризма стихотворение «Ночь» не имеет ничего общего с канонами поэзии, в нём нет глубокой смысловой наполненности, которую заменяют яркие образы сюреализма. Смысл отдан на откуп цветам и мазкам художника-поэта, зато каждый читатель может наполнить стих своим пониманием.

Ночной футуризм

Незнакомому с футуризмом читателю покажется, что смысл в стихотворении не предусмотрен по умолчанию и это не стих, а перевёрнутые на холст вёдра разноцветных красок. Понятно только то, что Маяковский описывает ночь, но что он хочет сказать большой вопрос.

Не будем обвинять в анализе автора строк, ибо таков футуризм – в нём внешнее доминирует над внутренним, при этом даже увиденное можно трактовать по-разному. По одной из версий, стихотворение описывает ночное казино, на что есть определённые предпосылки.

В сонном городе именно казино не спит и тянет магнитом любителей острых ощущений. Подтверждает версию про игровой клуб строка:

В зеленый бросали горстями дукаты.

Именно на зелёное сукно бросают деньги в казино, зеленея в ожидании выигрышной ставки. Отсыл к азартному заведению мы видим и дальше, где поэт показывает горящие жёлтым светом ночные окна:

А черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Это ли не сравнение с раздачей карт в игровом клубе?

Неприязнь атрибутов буржуа

Маяковский, как истинный поэт революции, испытывал стойкую неприязнь к буржуазному обществу, казино же является одним из его атрибутов. На него и вывернуто ведро красок футуризма. Автор специально прячет смысл за яркими красками, чтобы не сорваться на грубость и дать понять читателю, что также смысл напрочь отсутствует в существовании буржуя.

Богатая прослойка общества может за ночь промотать в казино деньги, которые помогли бы год безбедно жить рабочему, при этом завсегдатаю клуба не надо потом поливать каждую копейку. Это возмущает Маяковского, он вызывает образ жизни буржуя на дуэль и поливает его из ведра футуризма.

И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Посетители казино сами не знают, что они похожи на каторжников, которые связаны цепями, чтобы не убежали на свободу. Кандалы игрокам заменяет страсть к игре и эти «браслеты» не менее прочны, чем железные цепи.

Владимир Маяковский пытается показать игрока, как человека-раба, находящегося под властью зеленого сукна. Он зависим и слаб, он гнида на теле нового общества и его время уходит в небытие.

Из-за сложности стиля написания говорить о морали стихотворения «Ночь» не приходится, но и не советуем забрасывать стих на самую дальнюю полку памяти. Он слишком ярок для этого, а настоящий ценитель поэзии извлечёт из него понимание того, как происходило становление Маяковского поэта.

Анализ кратко

Стихотворение состоит из 4 строф, каждая из них имеет свою тему, хотя их и сложно разглядеть под красками футуризма. Автор однозначно противопоставляет себя обществу игроков и не желает сливаться с их толпой.

Стиль произведения дактиль с перекрёстной рифмой (скомкан – дукаты – окон – карты). Стих украшен эпитетами (желтые карты, чёрные ладони и т д.) и метафорами (раздали горящие желтые карты, в зеленый бросали горстями дукаты), которые подчёркивают жёсткий удар футуриста и делают колорит красок ярче. Есть в тексте и сравнение (как жёлтые рамы, огни).

Текст

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка —
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул; пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.

1912

Аудио стиха


Добавить комментарий