Эпитеты в стихах Маяковского

Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Беспощадный поэт Владимир Маяковский использует в стихотворениях, не только метафоры, но и эпитеты. Они как могут придают стихам мелодичности и художественной красоты, плюс дарят звучанию строф внутреннее наполнение.

Рассмотрим на примерах эпитеты из трех произведений поэта – это:

  • Послушайте.
  • Скрипка и немножко нервно.
  • Хорошее отношение к лошадям.

Попытаемся раскрыть смысл определений для существительных, что поможет лучше понять стихи поэта-бунтаря.

Послушайте

В стихотворении «Послушайте», написанном в 1914 году, Маяковский несколько отступает от своей суровости и разбавляет творчество лирическими нотками. Как нельзя кстати тут используются эпитеты, ведь без них поэту нечего делать в данном жанре.

Рассуждать о вечном, о звездах автору помогают определения:

  1. Жилистую руку.
  2. Полуденной пыли.
  3. Ходит тревожный, но спокойный.

Конечно, Послушайте – это не есенинская лирика, но для Маяковского это почти преступление)).

В эпитете «жилистая рука» определением является первое слово, определяемым второе. Оно показывает, что с Богом можно говорить на равных, у него не только собраны все нити человеческой жизни, но и жилистые руки. Это посыл к Библии, где сказано «Человек создан по образу и подобию Бога».

Эпитет «полуденная пыль» показывает, что жизнь человека суета сует и только обращение (вера, стремление?) к высшим силам даёт ему надежду. Это не обязательно должен быть Бог, вряд ли Маяковский часто посещал церковь, но это нечто высшие, что дарит не только биение сердца, но и возможность творить.

И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,

Скрипка и немножко нервно

Стих «Скрипка и немножко нервно» считается стихотворной шарадой, ребусом, который приходится разгадать читателю. Из строк видно одиночество поэта, в 1914 году судьба ещё не подарила ему Лилю Брик. Они познакомятся только через год, пока же Маяковский томиться от отсутствия славы и женского тепла.

В строфах автор использует тропы:

  1. Геликон меднорожый.
  2. Разревелась по-детски.
  3. Деревянная невеста.
  4. Глупая тарелка.
  5. Чужо смотрел.

Эпитеты помогают передать атмосферу ресторана, где плачет скрипка (собственная печаль) и над ней потешаются другие инструменты оркестра.

Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка.

Не себя ли видит поэт в роли скрипки, не окружающий мир, который его не понимает, есть оркестр? Эпитет «чужо смотрел» показывает непонимание творческого человека окружающими, а фраза «разревелась по-детски» говорит об искренности чувств творческой личности а ля скрипки.

Хорошее отношение к лошадям

В стихе «Хорошее отношение к лошадям» эпитеты помогают передать тоску лошади, которая есть символ трудового человека. Это крик души трудяги, который всю жизнь батрачит, как ломовая лошадь, а получает в награду только плети.

В строфах использованы эпитеты:

  1. Общая звериная тоска.
  2. Глаза лошадиные.
  3. Рыжий ребенок.

Они как на фото передают лошадиную тоску и помогают вызвать сострадание не только к животному, но и к его праправнуку – рабочему человеку.

Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Отметим, что тропы лирического определения чаще встречаются в тех стихах Маяковского, где он пытается выжать из себя лирику, как кондитер выживает из лимона сок для бисквита.

Эпитеты в таблице

Стих

Эпитеты

Послушайте

Жилистую руку.

Ходит тревожный, но спокойный.

Полуденной пыли.

Скрипка и немножко нервно

Геликон меднорожый.

Разревелась по-детски.

Деревянная невеста.

Глупая тарелка.

Чужо смотрел.

Хорошее отношение к лошадям

Общая звериная тоска.

Глаза лошадиные.

Рыжий ребенок.

Док фильм «Я поэт»





Добавить комментарий