Красавицы по Маяковскому

Стихотворение «Красавицы» Владимир Маяковский посвятил описанию женской красоты, которая в сдержанных рамках не воспрещалась в социалистическом обществе) и должна была вдохновлять на трудовые подвиги и рост населения.

Написаны строки в 1929 году, когда пролетарий пера побывал в Париже и даже посетил буржуйскую Grand Opera, где и затер до дыр линзы бинокля. Кстати, поездка было относительно богатой на улов, именно там Маяковский «зацепил» Татьяну Яковлеву, с которой завязал отношения и после посвятил ей стихотворение под названием Письмо.  

Сюжет стиха

По сюжету автор описывает свое пребывание во французской Grand Opera, где основное его внимание привлекла не сцена, а красавицы в зале зрителей. Себя Маяковский описал по литературному тоще:

В смокинг вштопорен, побрит что надо.

Зато на женщин потратил много слов, большинство из них лестные.

Стихотворение представляет собой страницу из дневника охотника на женскую красоту, которая не теряла прелести в его глазах по мере покрытия самого себя бронзовым налетом.

Талии-кубки.
Ногти - в глянце.
Крашеные губки

Ничто не проходит мимо бинокля опытного охотника – талии, ногти и губки ложатся на монитор оценки и получают достойный балл от знатока. Маяковский смотрит и смакует, по недоброй заграничной традиции, не опускаясь до уровня пошлого созерцателя, а оставаясь тонким ценителем красоты.

Однако, ближе к финалу стиха Маяковский понимает, что слишком обожествлять буржуазную красоту женщин не стоит, ибо есть Марфы да Марьи, которые томятся в СССР и ничуть не уступают в своих рабоче-крестьянских робах. Посему автор строк вспоминает о женском уме, который не всегда годно ложится на платье с бриллиантами и завершает стихотворение небольшим Кю:

Эх,
к такому платью бы да еще бы...
голову.

Средства выразительности

Композиция стихотворения последовательна, рифмовка смешана, а для придания строкам выразительности Маяковский в работе использует тропы – метафоры, эпитеты и олицетворения.

Метафора одна и за себя – В смокинг заштопорен.

Эпитеты:

  1. Облако жоржет.
  2. Размяк характер.
  3. Спины из газа.
  4. Старом морже.

Олицетворения:

  1. Пол метут шлейфы.
  2. Упадая с высоты (шлейфы).

Мораль стихотворения проста, как гаечный ключ в руках пролетария: женская красота – это сила, но и ум даме совсем не будет помехой в жизни).


Текст

(Раздумье на открытии Grand Opera)

В смокинг вштопорен, побрит что надо.
По гранд
по опере
гуляю грандом. Смотрю
в антракте-
красавка на красавице
Размяк характер -
все мне нравится.
Талии-кубки.
Ногти - в глянце.
Крашеные губки
розой убиганятся
Ретушь -
у глаза.
Оттеняет синь его.
Cпины
из газа
цвета лососиньего.
Упадая
с высоты, пол
метут
шлейфы.
От такой
красоты
сторонитесь, рефы.
Повернет -
в брильянтах уши
Пошевелится шаля -
на грудинке
ряд жемчужин обнажают
шиншиля,
Платье -
пухом.
Не дыши.
Аж на старом
на морже
только файтолько да крепдешин,
только облако жоржет
Брошки - блещут...
на тебе!-
с платья
с полуголого.
Эх,
к такому платью бы да еще бы...
голову,

1929 год

Читает А Солопов





Добавить комментарий