Ад города по Маяковскому

В стихотворении «Адище города» Владимир Маяковский посылает Москве суровый укор, обвиняя её во всех грехах и ставя на одну чащу весов с Содомом и Гоморрой. 1913 год, когда пишется стих, это время привыкания поэта к крупному городу, посему между ним и столицей ещё много противоречий и мест нелюбви.

Напомним, что родился Маяковский в небольшом грузинском селе (Багдади под Кутаиси), там же и провел детство, поэтому требовать от 20-летнего парня обожания ещё чуждой ему Москвы трудно. В принципе, Володя находится в столице с 1906 года и мог уже научиться видеть в ней не только разврат и бедлам, но вышло как есть в стихотворении.

Разбор строф

😡 В первой строфе автор наносит удар по одному из инструментов дьявола – автомобилям, которые взрываются гудками клаксонов прямо под ухом.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.

Разделавшись с авто, Маяковский наносит удар трамваям, пугающим своими адовыми зрачками жителей столицы и мелких торговцев. Далее достается своя порция гнева железу поездов и аэропланам, падающим за горизонт в тело раненого солнца:

крикнул аэроплан и упал туда,
где у раненого солнца вытекал глаз.

После такого разбора московской скверны приходит ночь, полная похабщины и блуда, ночь, которая пьяна уже в начале и не собирается трезветь до утра. От сей адовой комплектации даже поднявшаяся над Москвой луна выглядит дряблой и пожеванной, в ней и нет особой нужны, ибо улицы города горят в одеялах дьявольских фонарей.

В стихотворении Владимир упрекает город в его грехах или же просто обижается, что пока не может стать соучастником ночных улиц, так как этому мешает темнота нужды и блеск ещё чистых идеалов?

Средства выразительности

👀 Стих написан в четыре строфы и имеет перекрестную рифмовку (разбили – адки – автомобили – гудки), что неестественно для Маяковского и встречается только в его ранних работах, до появления «лесенки».

✔ Эпитетами стихотворение не балует, зато какие метафоры –

  1. Адище города.
  2. У раненого солнца вытекал глаз.
  3. Крохотные сосущие светом адки.

✔ Олицетворения:

  1. Трамвай... взметнул зрачки.
  2. Крикнул аэроплан.
  3. Ночь излюбилась, похабна и пьяна.
  4. Ковыляла никому не нужная, дряблая луна.

Это отличный микс олицетворений и метафор, когда одно сравнение дополняет другое и представляет стихотворение в ином, более насыщенном деталями виде.


Полный текст

Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.

А там, под вывеской, где сельди из Керчи –
сбитый старикашка шарил очки
и заплакал, когда в вечереющем смерче
трамвай с разбега взметнул зрачки.

В дырах небоскребов, где горела руда
и железо поездов громоздило лаз –
крикнул аэроплан и упал туда,
где у раненого солнца вытекал глаз.

И тогда уже – скомкав фонарей одеяла –
ночь излюбилась, похабна и пьяна,
а за солнцами улиц где-то ковыляла
никому не нужная, дряблая луна.

1913 год

Читает Павел Майков





Добавить комментарий