Кем быть от Маяковского

Набор ненавязчивых советов для подростка при выборе профессии и легкий экскурс по самым привлекательным для детей специальностям предлагает стихотворение «Кем быть», написанное Владимиром Маяковским в 1928 году. Этот детский стих выбивается от общей обоймы творчества поэта, но не стоит совсем особняком, так как для детей автор «Облака в штанах» писал ни раз.

Путеводитель по профессиям

📒 Уже в 1929 году стих был оформлен в виде книги, где каждая страница имела иллюстрации на тему строк (художник-иллюстратор М. Шифрин). Это делало стихотворение настоящим детским путеводителем по профессиям, недаром тираж книги в СССР зашкаливал. Она была не только в каждой школе, но и практически в каждой семье, где есть дети.

Все работы хороши

👶 Лирический герой стихотворения представлен подростком, которому скоро 17 лет, и он уже задумывается о своем профессиональном будущем:

Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Далее мальчик начинает перебирать самые популярные, по его мнению, специальности, раскрашивая красками интереса особенности профессии.

Тут и столяры с плотниками, делающие мебель, и инженер, и доктор, и простой рабочий (железо ножницами режет).

Каждая следующая специальности начинается с прелюдии в том, что она лучше предыдущей:

Докторам хорошо,
а рабочим
лучше.

Это понятная подача материала с учётом аудитории стихотворения, ведь для подростка все новое уже лучше, чем то, что он держал в руках 10 минут назад или делал вчера.

На заводе хорошо,
а в трамвае —
лучше. )

Пройдя по всем зачетным профессиям, Маяковский в финале стиха делает вывод для детей:

все работы хороши,
выбирай
на вкус!

На сим произведение и заканчивается, закрывая перед нами страницу детства с его наивными надеждами и смелыми мечтами.

Стихотворение учит читателя-подростка любить любую работу, но выбирать профессию по велению сердца, ведь только так можно принести пользу другим людям.

Краткий анализ

✔ Стих «Кем быть» написан в жанре гражданской лирики с учётом своей детской аудитории и родителей, которые хотят снова побывать в детстве. Стихотворение состоит из трех частей – вступления, основной темы и финала.

В кратком вступлении нам показан подросток почти 17 лет, который задает себе вопрос, чем он будет заниматься во взрослой жизни.

Основная части стиха посвящена описанию профессий и их сравнению, при котором каждая последующая лучше предыдущей. Специальности показаны Маяковским так, что плохой среди них просто нет – одна другой краше, как пасхальные яйца.

✔ В финале автор делает вывод, что все специальности хороши, надо выбирать их по своему вкусу.

Ритмическая организация не имеет четкой структуры, а рифмовка танцует от параллельной до перекрестной, смешивая мужские и женские рифмы. Стихотворный размер – ямб, в котором ударение в стопе падает на второй слог.

Для украшения строк Маяковский использует немало средств выразительности, среди которых яркие метафоры, красивые эпитеты и четкие сравнения.

✔ Метафоры:

  1. Сто работ на тыщу рук.
  2. У меня растут года.
  3. Гудок зовет.

✔ Сравнения:

  1. Хороши стружки / желтые игрушки.
  2. Подымает балки / будто палки.

✔ Олицетворения:

  1. Хороши стружки — желтые игрушки.
  2. Фырчит машина скорая.

✔ Эпитеты:

  1. Большущий дом.
  2. Здание славное.
  3. Доски длинные и плоские.
  4. Буря скверная.

Также в стихе имеются профессионализмы – рубанок, гайки, винты, паровой молот, микстура и пр.


Полный текст

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!

Столяру хорошо,
а инженеру —
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перед,
называется фасад.
Это
каждый разберет —
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.

Инженеру хорошо,
а доктору —
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
— Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? —
Погляжу
из очков
кончики язычков.
— Поставьте этот градусник
под мышку, детишки.-
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
— Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам —
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
все, конечно, заживет.

Докторам хорошо,
а рабочим —
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа — уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе,
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там —
дым,
здесь —
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.

На заводе хорошо,
а в трамвае —
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
красные
и голубые.-
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.

Кондуктору хорошо,
а шоферу —
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е-дем,
ду-дим:
«С пу-ти
уй-ди!»

Быть шофером хорошо,
а летчиком —
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звёзд
совсем отдалены».

Летчику хорошо,
а матросу —
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
морской дорожкой
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный —
наверное.

Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!

1928 год.

Аудио стиха