Поэт Николай Гумилев (расстрелян)

Текст

Так вот и вся она, природа,
Которой дух не признает,
Вот луг, где сладкий запах меда
Смешался с запахом болот,

Да ветра дикая заплачка,
Как отдаленный вой волков,
Да над сосной курчавой скачка
Каких-то пегих облаков.

Я вижу тени и обличья,
Я вижу, гневом обуян,
Лишь скудное многоразличье
Творцом просыпанных семян.

Земля, к чему шутить со мною:
Одежды нищенские сбрось
И стань, как ты и есть, звездою,
Огнем пронизанной насквозь!

1917 год.


✨ Николай Гумилев написал совсем немного стихов, посвященных русской природе, предпочитая петь оды хвалы африканским прериям и саванным с их богатым миром растений и животных. Одно из исключений – это стихотворение «Природа», написанное в 1917 году, в сложный для поэта и страны период.

Краткий анализ

☝ Стихотворение не так просто, как может показаться из его названия, ведь произведение состоит из двух частей и не является пейзажной лирикой в чистом, общепринятом виде.

Первые три катрена не воспевают красоты русской природы, а подчеркивают её скудность, даже при относительном многоразличии, просыпанных Богом на землю России семян.

Лишь скудное многоразличье
Творцом просыпанных семян…

Впрочем, это уже третий катрен, а что несут нас первые два четверостишья?

Уже первая строка произведения настраивает на минорный лад:

Так вот и вся она, природа,
Которой дух не признает…

Что-то похожее на классическое «Эх, а мы-то думали…».

☝ Гумилев в стихотворном образе смешивает запахи меда и болота, приправляя их воем волков под задувание ветра, да скачкой пегих облаков над курчавыми соснами-страдалицами.

Картинка так себе, восторга не вызывает. Неужто Гумилев не любит русской природы, совсем не понимает её красот и никогда не встречал восход солнца над серебряной рекой?

Совсем нет, секрет стихотворения открывается в его второй части, в последнем катрене, где лирический герой обращается к земле, предлагая ей бросить шутить и избавиться от нищенских одежд, сменив их праздничным нарядом.

Земля, к чему шутить со мною:
Одежды нищенские сбрось…

✨ Автор завершает стих предложением русской природе стать той звездой, которой она и была изначально. Гумилев видит красоту природного мира России, но считает её скрытой, потаенной, зато насквозь пропитанной звездным огнем вечности.

 

Жанр, рифма и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики с примесью философии, но отличается оригинальной подачей, и ни есть ода красоте в её видимом, открытом виде.

Композиция двухчастная и развивается линейно, а рифмовка классическая перекрестная (природа – признает – меда – болот), где во всех катренах есть открытые и закрытые рифмы.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (сладкий запах, отдаленный вой, сосна курчавая, пегие облака одежды нищенские, скудное многоразличье, дикая заплачка).
  2. ✔ Олицетворение («земля, к чему шутить).
  3. ✔ Сравнение («ветра дикая заплачка, как отдаленный вой волков»).
  4. ✔ Анафора (я вижу…).
  5. ✔ Инверсии (сосной курчавой, одежды нищенские).

✨ Заканчивается стих восклицанием, которое подчеркивает, что автор делает акцент не на скудности природы Руси, а пробуждает её, чтобы сбросить сиротские одежды, одеть праздничные наряды и снова стать звездой (огнем пронизанной насквозь!).

💕 В концовке предлагаем прочитать гумилевский стих «Лес», где красоты русской природа снова спрятана, но на этот раз в роли потаенного ларца для неё выступает мистика.

Гумилев: Я был вырван из жизни...