Гумилев и Ахматова

Стихотворение «Она» написано Николаем Гумилевым в 1912 году, оно посвящено тогдашней жене поэта, Анне Ахматовой, и вошло в сборник «Чужое небо». Стих венчает гумилевскую эпоху символизма, после которой автор «Жирафа» переходит к акмеизму (течение, провозглашающее предметность тематики и материализм).

Тема стихотворения

В строках автор раскрывает образ женщины, где виден тонкий психологический анализ, но ещё ощущается влияние романтизма. В стихотворении лирический герой описывает женщину, которую он хорошо знает – знает её молчание, видит её расширенные от горькой усталости зрачки.

Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ахматова поэтесса и всегда ставит слово поверх бытия, отсюда усталость от поклона каждому, от каждого ожидание следующего и вечно открытая дверь для Музы. Гумилев хочет, но не может занять все место в душе поэтессы, от этого и страдает, от этого брак и распадется вскоре.

Уже во втором четверостишии мы видим в этом признание, его женщина всегда открыта для поэзии, для него же открывается лишь изредка.

Далее Гумилев показывает Горенко не очень-то и красивой, но признается, что она и есть все его счастье. Вместе с тем автор строк обращается к жене, как к кринице мудрости, что редко встретишь в семейных парах.

И смел и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Завершается стих вознесением жены на пьедестал Богов, которые могут держать в руке молнии жизни и перед ними должны преклоняться простые смертные.

Анализ кратко

Стихотворение «Она» является образцом любовной лирики, для написания использован четырехстопный ямб во всех пяти строфах. Рифмовка перекрёстная (молчанье – слов – мерцанье – зрачков).

В стихе использованы средства художественной выразительности (тропы) – метафоры, сравнение и эпитеты. Метафоры:

  1. Душа открыта.
  2. Медной музыке стиха.
  3. Усталость горькая.

Метафоры делают строки глубже, а эпитеты (медной музыке, мудрой боли, райском огненном песке и т д) придают строфам мелодичности. Сравнение одно – «сны, как тени», с помощью которого Гумилев показывает, что ОНА даже во сне прекрасна и жива.


Текст

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

1912 г.

Читает В Смехов




 
 

Добавить комментарий