Федор Тютчев урок Метафоры

Афанасий Тютчев использовал в своих стихах много художественных средств (троп), которые помогали ему усилить выразительность строк и прописать в строфах яркие, живые образы героев, событий и явлений. В этом уроке мы рассмотрим использование выразительных средств метафор и олицетворений в стихотворениях:

Это поможет с большей глубиной анализировать произведения Тютчева и видеть в них не только явный, но и скрытый, потаенный смысл.

Метафоры

Для начала давайте дадим максимально просто определение метафорам, чтобы понять суть этого художественного средства.

Метафора – это сравнение двух предметов или явлений в переносном смысле на основе их качеств и свойств.

Вот метафорические сравнения, которые используются в Тютчевым в стихотворении «Листья»:

  1. В снега и метели закутавшись.
  2. Краткое время на сучьях гостим.

А вот метафоры из стиха «Чему бы жизнь нас не учила»:

  1. Врачевать страданием.
  2. Нескудеющая сила.
  3. В искушениях жизни.

Анализ примеров

Что касается метафор из «Листьев», то «в снега и метели закутавшись» показывает, как ели и сосны спят в морозы похожие на человека, а «краткое время на сучьях гостим» - это уходящий образ листьев, которые в отличие от хвои, недолго украшают ветви деревьев – они на них недолгие гости.

Рассмотрим и метафоры из стиха «Чему бы жизнь нас не учила», где есть три основные метафорические сравнения.

Фраза «врачевать страданием» показывает, что лечить чужие недуги можно только сострадая другому, имея чувство импатии.

Метафора «нескудеющая сила» показывает, что настоящая сила не оскудевает, она бесконечна, каким бы это не казалось чудом.

Метафора «в искушениях жизни» в контексте стихотворения показывает, что благодать достижима только теми, кто прошел искушения (алчность, гнев, чревоугодие и т д) и сохранил способность сострадания.

 

Олицетворения с примерами

Олицетворением в поэзии называют оборот, когда неодушевленный предмет наделяется свойствами живого существа, нередко человека.

В произведении «Листья» мы видим несколько ярких олицетворений, в которых листва наделяется качествами живого существа, за счет чего оживляется:

  1. Играли с лучами.
  2. Купались в росе.

Как известно, листья не могут купаться и играть, но с помощью такого литературного оборота Тютчев нарисовал нам поэтический образ одушевленности листьев.

В произведении «Чему бы жизнь нас не учила» три примера олицетворений:

  1. Сердце верит.
  2. Жизнь учила.
  3. Вера не обманет.

Тут автор одушевляет сердце, жизнь и веру, которые благодаря ему наделяются способностью верить, учить и не обманывать. Такой оборот позволяет поэту придать строкам выразительность и сократить дистанцию между строфами и сердцем читателя.

В поэзии Тютчева используются и иные тропы – эпитеты, инверсии, анафоры и т д, но их мы рассмотрим отдельно, чтобы не мешать все в кучу.