Гиппиус и Мережковский

Читаем текст

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь – Одна.

Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем – но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна – любовь одна.

Однообразно и пустынно
Однообразием сильна
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном – бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И все ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа – верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.

1896 год.


✨ В стихотворении «Любовь одна», которое относится к раннему периоду творчества поэтессы и написано в 1896 году, Зинаида Гиппиус показывает свое видение любви и оценивает добавленную стоимость этого человеческого чувства.  Стих пытается показать желаемое действительным и является неким путеводителем в руках поэтессы Серебряного века.

Гиппиус и любовь

Перед прямым анализом стихотворения, вспомним, что именно Гиппиус являлась адептом сексуального раскрепощения, она была за революцию духа и гордо несла крест чувственности, что известно из дневников Зинаиды Николаевны.

Отсюда первый вывод – не стоит ожидать одинакового определения любви от казанской девицы на выданье с кокошником на русой головке и от поэтессы, один внешний вид которой был вызовом традициям и закостенелым нормам общества (зеленые глаза, рыжие или ярко перекрашенные волосы и броский гардероб).

💕 При всей любви к мужу, Мережковскому, Гиппиус инициировала проживание семьи втроем (+ публицист Философов), поэтому надо стараться рассмотреть произведение под призмой её видения любви.

Анализ пяти катренов

☝ В первом катрене автор сравнивает любовь с морской волной – последняя один раз «вскипает» пеной, после чего растворяется, так и любовь – достаточно одной измены и её нети.

Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь – Одна…

Завуалировано, но понятно.

☝ Дальше – больше, во второй строфе поэтесса пытается показать, что измены нет, даже когда она есть, просто в неё не надо верить и любовь будет одна.

Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем – но в сердце тишина…

Спорно, но приняли и такое видение, перевариваем страницу и идем дальше, где при использовании лупы можно рассмотреть некий стеб – без измены жизнь однообразна и пустынна.

Однообразно и пустынно…
Проходит жизнь...

☝ Четвертая раскрывает некоторые карты Гиппиус, которая, как оказывается, считает, что глубина и бесконечность жизни в неизменном, в отсутствии измен. В этом случае ближе вечность, хотя и длинней путь…

👼 Финальный катрен показывает стоимость любви «мы платим кровью» и утверждает верность души, ничего не говоря о верности тел, что вполне вписывается в мировоззрение Гиппиус.

Любви мы платим нашей кровью…
… Любовь одна, как смерть одна.

В последней строке любовь сравнивается в своем единстве со смертью, что можно сразу принять за неоспоримую истину, если это великое чувство приходит в душу и не является мелким увлечением.

Главная тема произведение – изменять может тело, но не душа, которой на фоне настоящей любви измена противна своей ничтожностью.

 

Средства выразительности

✨ В этом манифесте любви от Гиппиус мы видим перекрестную рифмовку (пеной – волна – изменой – одна), кольцевую композицию и богатое насыщение текста средствами художественной выразительности.

Выделим тропы:

  1. ✔ Сравнения («любовь, как смерть», «волна вскипает пеной»).
  2. ✔ Олицетворения (сердце нет может, волна вскипает).
  3. ✔ Метафору (тишина в сердце).
  4. ✔ Инверсии (любим мы, вскипает пеной волна, жизни длинной).

По привычке поэтесса использует в строках элементы аллитерации и антонимы (например, «жизнь – смерть»), что помогает ярко передать стихотворные образы и облегчает дорожку к сердцу читателя.

💕 Напоследок, по традиции блога Stihirus24, поделимся ссылкой на ещё одно интересное стихотворение Гиппиус – это стих «Песня», который написан на 3 года ранее и показывает томление героини от желания невозможного.

Читает Ирина Юсупова (отрывок)