Посвящение Гиппиус

Текст

Небеса унылы и низки,
Но я знаю — дух мой высок.
Мы с тобою так странно близки,
И каждый из нас одинок.

Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, —
Любовь мою душу спасет.

Если я на пути устану,
Начну малодушно роптать,
Если я на себя восстану
И счастья осмелюсь желать, —

Не покинь меня без возврата
В туманные, трудные дни.
Умоляю, слабого брата
Утешь, пожалей, обмани.

Мы с тобою единственно близки,
Мы оба идем на восток.
Небеса злорадны и низки,
Но я верю — дух наш высок.

1894 год.


✨ Стихотворение «Посвящение» является поэтическим дебютом Зинаиды Гиппиус, стих написан в 1894 году и впервые опубликован в издании «Северный вестник». В произведении поэтесса обращается к своему мужу, Дмитрию Мережковскому, открывая заветные тайны сердца в стихотворной форме.

Два одиночества – Гиппиус и Мережковский

Несмотря на то, что Мережковский был знаковым литературным критиком и философом того времени, 10 раз выдвигался на Нобелевскую премию (правда, это за всю жизнь), фактически он был одинок, у него не было друзей – лишь товарищи.

Зинаида Гиппиус тоже была одинока, хотя всегда окружала себя талантливой и яркой паствой, которая тянулась к её зеленым глазам, как мотыльки летели на смертельный огонь. Поклонники? Да и много. Товарищи и коллеги? Да и много. Друзья? – Нет.

💕 Брак Гиппиус и Мережковского это не столько за секс, сколько за единство душ, это сакральное родство, где первое дополняет второе и становится от этого богаче духом.

Краткий анализ строф

Тема одиночества и родства душ представлена нам в первом катрене стихотворения, где поэтесса использует свой любимый стихотворный трюк – игру противоположностей, противопоставляя небесное земному.

Низкие небеса – высокий дух.

Во втором катрене фраза, которая взбудоражила литературный мир того времени:

Но люблю я себя, как Бога, —
Любовь мою душу спасет…

☝ Лирическая героиня сравнивает себя с Богом, но объясняет такую любовь к себе просто – она спасет душу. То есть, она совершает грех богохульства, чтобы сохранить душу, что и вызывает скандальные отклики критиков, но это помогает Гиппиус обратить на себя внимание.

Далее героиня обращается к своему суженому с просьбой не оставить её, если она устанет на пути жизни и начнёт роптать на дорогу в малодушии идущего. Она просит быть рядом, если посмеет желать счастья, восстав против предначертанной дороги страдания.

Если я на себя восстану
И счастья осмелюсь желать…

Последняя строфа – это признание мужу в том, что они единственно близки, они идут в одном направлении, позируя своим высоким духом на фоне низких и злорадных небес.

Небеса злорадны и низки,
Но я верю — дух наш высок.

 

 

Тропы, рифма, композиция

☝ Стих «Посвящение» имеет кольцевую композицию, начинаясь и заканчиваясь противопоставлением высокого духа и низкого неба.

Рифмовка перекрестная (низки – высок – близки – одинок), где есть открытые и закрытые рифмы.

Из средств художественной выразительности выделим стихообразующие тропы:

  1. ✔ Эпитеты (небеса низки, дух высок, трудные дни).
  2. ✔ Олицетворения (небеса унылы, небеса злорадны, беспощадна дорога).
  3. ✔ Инверсии (любовь морю душу спасет, счастья осмелюсь желать).

✨ Несколько перекликается с данным стихотворением стих «Иди за мной», который является, по сути, заветом следовать идеалам поэтессы, даже после её смерти.

Док фильм Зинаида Гиппиус