Текст
Изнемогаю от усталости,
Душа изранена, в крови…
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую,
Как тени, тихо, без следа,
Неумолимою дорогою
Идем – неведомо куда.
И ноша жизни, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей…
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без ропота, без удивления
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас без вдохновения
И полюбить, создав, не мог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
1896 год.
✨ Стихотворение «Крик», написанное Зинаидой Гиппиус в 1896 году, действительно, больше похоже на крик страдающего человека, оно до краев наполнено болью и разочарованием от неисполненных Богом надежд. Откуда у 27-летней поэтессы столько уныния и отчаянья, что подвигло написать эти мрачные строки?
Фон стихотворения
😱 В 1896 году супруги Мережковские живут в знаменитом доме Мурузи, где квартира превратилась в философско-литературный салон и является ковчегом для творческого мира Питера. Гиппиус безусловный лидер и идейный вдохновитель вечеров, она арбитр и судия, она компас и ветер, дующий в паруса.
Для поддержания имиджа лидера надо показывать свою исключительность, в чем и помогает поэзия, что и заметно в стихе «Крик», которым поэтесса хочет докричаться до сердец своих адептов и поклонников величиной своего Я.
Краткий анализ строф
☝ В первом катрене лирическая героиня Гиппиус представлена нам в образе персонажа с израненной душой и страдающего от усталости жизни. Она жалуется, что над ней нет высшей любви, над ней нет высший жалости…
Изнемогаю от усталости,
Душа изранена, в крови…
☝ Второй-третий катрены показывают картину рабской покорности, когда люди следуют строго воли Господа и бредут, подобно теням, по неведомой дороги жизни вплоть до финала, где их ждет вечно запертая дверь в рай.
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей…
Человек всю жизнь следует воле Бога, создавшего его без особого вдохновения, а после создания забросившего, забыв полюбить. Никто сверху не видит людских страданий, небеса только падают на могилу человека, как могильная плита и говорят Аминь. Это версия Зинаиды Николаевны, оставим её мнение при авторе.
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
😢 Такое противостояние Богу нужно поэтессе для собственного утверждения в глазах литературной паствы, она бросает вызов Господу, в надежде ускорить признание на земле, а до смерти конфликт с высшими силами можно как-то разрулить).
Тропы, рифма, жанр
☝ Стихотворение написано в жанре философской лирики, имеет линейную композицию и перекрестную рифмовку (усталости – крови – жалости – любви), где большинство рифм открытые.
Из средств художественной выразительности отметим:
- ✔ Эпитеты (запертые двери, бессильная толпа, могильная плита).
- ✔ Олицетворения (слепые небеса, душа изранена).
- ✔ Инверсии (плита могильная, воля строгая, давят небеса, ноша крестная, толпа бессильная, кончина неизвестная).
- ✔ Метафору (ноша жизни).
✨ В финале рекомендуем прочесть стих Гиппиус «Иди за мной», который является заветом поэтессы своим последователям, хотя и написан в 1895 году, когда еще «цвесть, да цвесть».
Читает Елена Перцева
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева