bogach.jpg

Текст

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза поклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Развернуть

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод.

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне...
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

26 августа 1914 года


☝ Постепенно отходя от описания образа Женщины, Блок всё чаще рисует более реалистичные картины, которыми пытается передать своё видение русской земли и Человека. В этом стихотворении автор уверенными мазками поэта рисует нам образ русского зажиточного мужика.

Между Богом и Бытием

Русского мужика отличает, в видении Александра Блока, незыблемая дань традициям и желание приблизиться к богу на фоне собственной скупости, нередко переходящей в алчность и бытовой чёрствости. В начале "Грешить бесстыдно, непробудно" мы видим мужичка явно с похмелья, который грешит, как и живёт – беспробудно и бесстыдно, но идёт в церковь. Это уже в крови – грех и следующая за ним попытка найти прощение, зная, что цикл будет повторяться. Стыдно ли мужику? Пожалуй, да, ведь идёт он в храм сторонкой, осознавая свой грех.

И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

👼 В церкви мужик (купец, чиновник) сам агнец, он истово осеняет себя крестом и не гнушается прикоснуться любом к заплёванному полу в молитве. Его раскаяние также искренне, как и обычен грех, на мгновение он становится чище и приближается к Богу.

Но церковь в понимании мужика это только покаяние за грех, оно совершено и можно продолжать жить, как прежде. Положенный в церковную кружку грош возвращается дома в ходе обмера покупателя, а голодный пес возле двери не вызывает и толики сострадания – его участь быть отпихнутым ногой.

Это обычная рядовая жизнь купца или зажиточного мужика, скорее, он понимает, что это грех, но оставляет его искупление на следующий визит в Храм.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь

🌜 День близится к завершению, герой стиха спокойно пьёт чай и пересчитывает деньги. Церковь он посетил, грехи искупил, потраченный пятак вернул хитростью и ещё прибавил к нему пару купюр. Обычный день, все прошло хорошо и можно с «чистой» совестью заваливаться на перины. Сон его тяжёл, ибо количество грехов не перекрыто числом благих дел. Будет ли он прощён?

Образ России

😢 В образе купца Блок видит и всю Россию, которая находится в 1911 году в глубоком сне, изредка просыпаясь для кровавых бунтов и молитв по привычке. Да, это Русь, но и такая Родина поэту дороже всех, ведь этого его земля и её сон частично вина тех, кто имеет возможность, но не может разбудить исполина.

☝ Автор будет пытаться разбудить Русь словами своего таланта, но не будет ли пробуждение слишком резким, не натворит ли русский мужик спросонья таких дел, которые более зальют кровью землю, нежели меч ворогов?

 
 

Анализ филолога (кратко)

☝ Стихотворение написано четырехстопным ямбом и имеет шесть авторских строф с перекрестной рифмовкой (непробудно – дням – трудной – храм).

Композиция двухчастотная – первая часть повествует о грешнике в церкви, вторая о нём же, но вне стен храма.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Метафоры (с головой от хмеля трудной, в тяжелом завалиться сне, обмерить на тот же грош кого-нибудь).
  2. ✔ Эпитеты (бесстыдно, непробудно (*грешить), медный грош, горячий лоб, пузатый комод, заплеванный пол и т д).

Финал стиха – это риторическое обращение в России с признанием в любви к Родине, какой бы она не была.

Читает Виталий Куликов (Ленсовет)

✔ Стихотворение Блока читает актёр театра Ленсовета Виталий Куликов.

Развернуть