Полный текст
Высокие своды костёла
Синей, чем небесная твердь…
Прости меня, мальчик весёлый,
Что я принесла тебе смерть. –
Развернуть
За розы с площадки круглой,
За глупые письма твои,
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви.
Я думала: ты нарочно –
Как взрослые хочешь быть.
Я думала: томно-порочных
Нельзя, как невест, любить.
Но всё оказалось напрасно.
Когда пришли холода,
Следил ты уже бесстрастно
За мной везде и всегда,
Как будто копил приметы
Моей нелюбви. Прости!
Зачем ты принял обеты
Страдальческого пути?
И смерть к тебе руки простерла…
Скажи, что было потом?
Я не знала, как хрупко горло
Под синим воротником.
Прости меня, мальчик весёлый,
Совёнок замученный мой!
Сегодня мне из костёла
Так трудно уйти домой.
ноябрь 1913 года.
💔 Тема смерти от неразделенной любви доминирует в строках стихотворения «Высокие своды костела», написанного Ахматовой в 1913 года на раннем этапе творчества.
Произведение является своеобразным покаянием лирической героини, из-за любви к которой покончил с собой «мальчик», собравший в себя черты Гумилева и знакомых поэтессе офицеров Князева и Линденберга.
Пролог стихотворения
✨ На момент написания стиха Анне Ахматовой 24 года, она третий год замужем за Гумилевым, отношения с которым катятся под откос. В этот момент поэтессе (право писать которой стало одной из причин охлаждения к мужу, желающего видеть в супруге только жену и мать его детей) хочется быть выше разваливающегося быта, и она ставит себя на место героини, от любви к которой заканчивают жизнь.
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви…
Развитие сюжета
😢 Героиня обращается в строках к мальчику, которого уже нет, потому что его любовь к ней была больше взаимности.
Как будто копил приметы
Моей нелюбви. Прости!
☝ Обращение «Прости» не есть глубокое раскаяние, да и за что раскаиваться, ведь нельзя любить всех, кто любит тебя. Это лишь попытка избавиться от груза «мальчишеского» самоубийства, самостоятельно принявшего на себя обет страдальчества и смерти.
Героиня, обращаясь к ушедшему из бытия, даже пытается узнать у него, что там за порогом смерти, где не давит земное притяжение и нет груза телесных мук. Подобные вопросы Ахматова будет и позже задавать своим героям, например, в стихотворении «В том доме было страшно жить» (1921 год) она спрашивает:
Теперь ты там, где знают все, скажи:
Что в этом доме жило кроме нас?
☠ Это показывает, что поэтесса верит в загробную жизнь, в тот рай и ад, куда перемещаются люди после смерти и где нет секретов телесного бытия.
Последние же строки анализируемого стиха показывают героиню уставшей от жизни, когда ей хватило сил сходить в костел для молитвы, но нет сил идти назад, словно бы душа осталась в храме и тело без неё не хочет возвращаться в пустоту дома.
Сегодня мне из костёла
Так трудно уйти домой.
💖 Красивое, но печальное стихотворение, написанное в годы первых разочарований Ахматовой, когда иллюзия семейного счастья рассыпается, оставляя после себя пепел девичьих мечтаний.
Жанр, рифма, тема и тропы
📝 Произведение написано в жанре романтической новеллы, где героиня грустит о смерти своего поклонника от безответной любви.
Композиция стихотворения кольцевая, так как оно начинается в костеле и заканчивается выходом из него уставшей героини.
Рифмовка перекрестная (косте́ла – твердь – весе́лый – смерть) с парами женской и мужской, открытой и закрытой рифмы.
✨ Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (высокие своды, мальчик веселый, дерзкий и смуглый, страдальческий путь, хрупко горло и т д.).
- ✔ Метафоры (небесная твердь, принесла смерть, копил приметы).
- ✔ Анафора (За розы – За глупые – За то).
- ✔ Сравнения (как взрослые, как невест).
🤔 Во второй части стиха появляются восклицания, что показывает рост эмоциональности автора, а также имеется риторический вопрос, который помогает придать строкам реалистичность происходящего.