сохранившаяся рукопись стихотворения

Полный текст

Высокие своды костёла
Синей, чем небесная твердь…
Прости меня, мальчик весёлый,
Что я принесла тебе смерть. –

Развернуть

За розы с площадки круглой,
За глупые письма твои,
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви.

Я думала: ты нарочно –
Как взрослые хочешь быть.
Я думала: томно-порочных
Нельзя, как невест, любить.

Но всё оказалось напрасно.
Когда пришли холода,
Следил ты уже бесстрастно
За мной везде и всегда,

Как будто копил приметы
Моей нелюбви. Прости!
Зачем ты принял обеты
Страдальческого пути?

И смерть к тебе руки простерла…
Скажи, что было потом?
Я не знала, как хрупко горло
Под синим воротником.

Прости меня, мальчик весёлый,
Совёнок замученный мой!
Сегодня мне из костёла
Так трудно уйти домой.

ноябрь 1913 года.


💔 Тема смерти от неразделенной любви доминирует в строках стихотворения «Высокие своды костела», написанного Ахматовой в 1913 года на раннем этапе творчества.

Произведение является своеобразным покаянием лирической героини, из-за любви к которой покончил с собой «мальчик», собравший в себя черты Гумилева и знакомых поэтессе офицеров Князева и Линденберга.

Пролог стихотворения

✨ На момент написания стиха Анне Ахматовой 24 года, она третий год замужем за Гумилевым, отношения с которым катятся под откос. В этот момент поэтессе (право писать которой стало одной из причин охлаждения к мужу, желающего видеть в супруге только жену и мать его детей) хочется быть выше разваливающегося быта, и она ставит себя на место героини, от любви к которой заканчивают жизнь.

За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви…

Развитие сюжета

😢 Героиня обращается в строках к мальчику, которого уже нет, потому что его любовь к ней была больше взаимности.

Как будто копил приметы
Моей нелюбви. Прости!

☝ Обращение «Прости» не есть глубокое раскаяние, да и за что раскаиваться, ведь нельзя любить всех, кто любит тебя. Это лишь попытка избавиться от груза «мальчишеского» самоубийства, самостоятельно принявшего на себя обет страдальчества и смерти.

Героиня, обращаясь к ушедшему из бытия, даже пытается узнать у него, что там за порогом смерти, где не давит земное притяжение и нет груза телесных мук. Подобные вопросы Ахматова будет и позже задавать своим героям, например, в стихотворении «В том доме было страшно жить» (1921 год) она спрашивает:

Теперь ты там, где знают все, скажи:
Что в этом доме жило кроме нас?

☠ Это показывает, что поэтесса верит в загробную жизнь, в тот рай и ад, куда перемещаются люди после смерти и где нет секретов телесного бытия.

Последние же строки анализируемого стиха показывают героиню уставшей от жизни, когда ей хватило сил сходить в костел для молитвы, но нет сил идти назад, словно бы душа осталась в храме и тело без неё не хочет возвращаться в пустоту дома.

Сегодня мне из костёла
Так трудно уйти домой.

💖 Красивое, но печальное стихотворение, написанное в годы первых разочарований Ахматовой, когда иллюзия семейного счастья рассыпается, оставляя после себя пепел девичьих мечтаний.

 
 

Жанр, рифма, тема и тропы

📝 Произведение написано в жанре романтической новеллы, где героиня грустит о смерти своего поклонника от безответной любви.

Композиция стихотворения кольцевая, так как оно начинается в костеле и заканчивается выходом из него уставшей героини.

Рифмовка перекрестная (косте́ла – твердь – весе́лый – смерть) с парами женской и мужской, открытой и закрытой рифмы.

✨ Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (высокие своды, мальчик веселый, дерзкий и смуглый, страдальческий путь, хрупко горло и т д.).
  2. ✔ Метафоры (небесная твердь, принесла смерть, копил приметы).
  3. ✔ Анафора (За розы – За глупые – За то).
  4. ✔ Сравнения (как взрослые, как невест).

🤔 Во второй части стиха появляются восклицания, что показывает рост эмоциональности автора, а также имеется риторический вопрос, который помогает придать строкам реалистичность происходящего.

Читает Ангелина Башле

Развернуть