Белоснежная церковь

Текст

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.

Развернуть

По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.

5 ноября 1902 года.


💕 Стихотворение Александра Блока, посвященное его будущей жене (Любовь Менделеева) и написанное в 1902 году почти ровно за год до их венчания в Боблово. В строках великий символист передаёт те ощущения, которые они испытывает в отношениях со своей невестой.

На этом этапе отношений у Блока двоякие чувства к Менделеевой. Это хорошо заметно уже из первых строк произведения:

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.

 
 

Причина страха

☝ При встречах, поначалу, Блок чувствовал себя не в своей тарелке, но разлука пугала его ещё больше. Наверное, так и должны рождаться настоящие чувства.

👀 Во втором четверостишье на сцену выходят церковные ступени, которые символизируют попытку спросить совета у Бога. Автор обращается к Богу, спрашивая, как ему поступить, что делать на этом жизненном перепутье. Боязнь оглянуться назад также понятна – это страх остаться в одиночестве, которое окружало поэта ещё недавно.

Интересно третье четверостишье, где хорошо заметен «фирменный» символизм поэта.

Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.

Отношения с Менделеевой

✨ Возможно, это воспоминание о прежних встречах с другими дамами. Менделеева настолько закрыла их собой, что автор стихов даже не помнит имён своих прежних подруг. В душе они давно похоронены, а на их кладбище всходят ростки новых отношений. Надо сказать, что новые отношения останутся на всю жизнь, Менделеева будет верной подругой Блока, и останется ему верна даже после смерти поэта.

В последнем столбце автор возвращается к теме начала стихотворения. В начале было страшно и с ней и без неё, в конце героиня одновременно находится в храме и вне его. Возможно, этим Блок показывает многогранность Любови, храм – это душа, вне его физические утехи и страдания. Героиня одновременно далека от автора и близка с ним. Это ещё раз подчеркивает сложность отношения этого этапа.

👼 Красивый образец ранней любовной лирики Блока, в котором уже чувствуется рука мастера, способного в нескольких строках показать всю глубину отношений.

Жанр, размер, рифма и средства выразительности

☝ Произведение написано амфибрахием в жанре любовной лирики и имеет последовательное развитие композиции с выраженным финалом.

Тема стихотворение – это проявление любови к девушке, относительно автора строк – это любовь к Менделеевой, вскоре ставшей женой поэта.

Рифмовка перекрестная (встречаться – встречать – удивляться – удивлять), где в первом катрене все рифмы закрытые, а в остальных трех строфах они сочетаются с открытыми (руки – звуки).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (недавние большие похороны, церковная ступень).
  2. ✔ Олицетворение (ходят тени, хмурое небо).

💕 Менделеевой Блок посвятил много стихов, из ранних произведений отметим короткое «Мы были вместе», написанное в 1899 году и посвященное первым размолвкам с любимой.

Видео

Предлагаем послушать аудио стихотворения. Это поможет быстрее запомнить строки и понять их глубину.

Развернуть