Текст
Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточен,
Еще монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.
Развернуть
И предок царственно-чугунный
Всё так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Еще не властен на Неве.
Уже на домах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы темные дворцы.
И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.
1905 год.
✨ Отрицать дар пророчества Александра Блока также глупо, как пытаться расшатать его обелиск на Олимпе богов русской поэзии. В данном стихотворении Александр Александрович пророчествует большие перемены в России с приходом к власти народных масс на фоне гибели самодержавия, однако предупреждает их об опасности.
Стих написан в 1905 году и описывает смутный Петербург – колыбель русской революции, где уже искрят зарницы больших перемен, а ветер оставляет на губах сладковатый привкус крови.
Перемены над Питером
💥 На момент написания стихотворения уже свершились кровавые события января 1905 года, когда в Санкт-Петербурге была расстреляна мирная демонстрация во главе с попом Гапоном. Это запустило маховик революции, пусть он раскручивался медленно, как и говорится в русской поговорке «медленно запрягает, да быстро едет».
В 1905 году Блоку уже понятно, что волну народного недовольства не удержать, она будет беспрерывно молотить в берег власти, выискивая слабое место и однажды штормовое море сломает мол и выплеснется на берег России.
Да, пока монархия ещё спит, но это не здоровый сон, царю уже снятся кровавые сны, капли крови уже застыли на царских одеждах и отмыть их нельзя.
Еще монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон…
Пока же голос черни ещё слаб, но она ропщет, она собирается с силами и ищет слабину в монархии, выискивает самое обветшалое место, где можно пробить брешь и перейти в атаку всеми волнами народного негодования, безумного, как бывает безумным только русский бунт.
Уже на домах веют флаги,
Готовы новые птенцы...
😡 Власть же пока готова к сопротивлению, она пошла на кровь в кровавое воскресенье и уверена, что надолго поставила на место чернь. Однако царь спит, в его темных дворцах глаза слепы и обретают видение только в редкие моменты придворных балов.
В финале Блок констатирует появление над Питером лика свободы, но предостерегает её адептов ликом змеи, которая давно сидит на троне и пока её суставы сильны и способны раздавить в море крови любое инакомыслие.
И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи…
✌ Кольца змеи монархии будут раздавлены несколько позже, когда гад захочет воевать и топор войны повыбивает у него все ядовитые клыки (1914-1917). Тут-то и воспользуется слабостью монархии народ, восстанет и победит… только вот принесет ли это ему пользу, ведь одно иго сменит другое, а раб останется рабом…
Краткий литературный анализ
☝ Стихотворение написано в жанре городской лирики с вкраплением пророческих ноток и имеет линейную композицию.
Основная тема – пророчество больших изменений в России и предупреждение народу быть осторожным, ведь гидра монархии, пусть и дремлет, ещё сильна.
Рифмовка перекрестная (всемирным – заточен – лирном – сон), где есть открытые и закрытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (темные дворцы, новые птенцы, невская влага).
- ✔ Олицетворение (слепы дворцы).
- ✔ Метафоры (самодержавный сон, в пыли прошедшей заточен, готовы новые птенцы).
- ✔ Инверсии (город всемирный, утро лирное, чернь многоструйная).
😢 Блок достаточно много писал про революцию, многие его стихотворения были пророческими или задавали непростые для царской России вопросы. Пример тому стих «Коршун», написанный в 1916 году и рисующий печальную картину опустошения русской земли безумием царской войны…