Грусть в глазах ангела

Полный текст

Ангелы опальные,
Светлые, печальные,
Блески погребальные
Тающих свечей; —
Грустные, безбольные,
Звоны колокольные,
Отзвуки невольные,
Отсветы лучей; —

Развернуть

Взоры полусонные,
Нежные, влюблённые,
Дымкой окаймлённые,
Тонкие черты,
То мои несмелые,
То воздушно-белые,
Сладко онемелые,
Лёгкие цветы.

Чувственно-неясные,
Девственно-прекрасные,
В страстности бесстрастные,
Тайны и слова; —
Шорох приближения,
Радость отражения,
Нежный грех внушения,
Дышащий едва; —
Зыбкие и странные,
Вкрадчиво-туманные,
В смелости нежданные,
Проблески огня, —
То мечты, что встретятся
С теми, кем отметятся,
И опять засветятся
Эхом для меня!

1899 год.


✨ Одним из самых мелодичных стихотворений сборника «Горящие здания» является произведение «Ангелы опальные», написанное Бальмонтом в 1899 году. Стих полон нежности и воздушности, он насыщен красивыми эпитетами и легкостью словесности, что делает его анализ приятным делом.

В 1899 году Бальмонт только восходит на поэтическую вершину, его произведения уже известны, но место на Олимпе надо отстаивать каждой строкой и каждую строчку критики рассматривают через лупу упреков и сомнений. В данном стихотворении придраться особо не к чему, если только к звуковому восприятию строф, если вы привыкли к маршам Маяковского.

🤔 Первый вопрос по произведению – кто такие опальные ангелы, которым отданы на откуп заголовок и первая строка? Это люди века Бальмонта, люди с их радостями и печалями, надеждами и разочарованиями.

Взоры полусонные,
Нежные, влюблённые…

Читая строки хочется обнять подушку, но не от того, что стих плох, а от того, что он очень легок и мелодичен. Напевность доминирует над глубиной мысли, как и у людей жизненное ля-ля преобладает над поиском смысла существования.

Чувственно-неясные,
Девственно-прекрасные…

☝ Да, Бальмонт не тыкает эпитетами в лица героев, пряча адресатов под образами огня, цветов и свечей, но понятно, что эпитеты определяют сущность людей.

Оставим же бальмонтовского героя видать в облаках воздушной лирики, которая необходима, как противовес рубящего острого слога и разберем филологическую сущность стиха.

 
 

Размер, рифмы, композиция и тропы

📝 Стихотворение написано хореем, имеющим двухсложный размер и первый ударный слог, что делает строки более мелодичными и нежными.

Композиция состоит из двух частей, по шестнадцать строк каждая, а рифмовка комбинированная (опальные – печальные – погребальные – свечей – безбольные – колокольные – невольные – лучей), где в сегменте одного восьмистишия рифмуются четвертая и восьмая строки, а также первая-вторая-третья и пятая-шестая-седьмая. Большинство рифм женского типа, меньшинство мужские (свече́й – луче́й) с ударением на последний слог.

👀 Отметим большое количество эпитетов (ангелы опальные, светлые, печальные, взоры полусонные, нежные, влюбленные и т д.), редкую, но яркую метафору (тающие свечи) и олицетворения (мечты отметятся, встретятся, засветятся). Сравнение одно (словно онемелые).

💕 Красивый мелодичный стих, который помог Бальмонту закрепиться в «основном составе» поэтов Серебряного века, и на века остался радовать наш утонченный слух.

Слушаем стих онлайн

Развернуть