Текст
Храня завет родных поверий —
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Развернуть
Как муравьи кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И, схилясь, двигались их груди,
Что чешуя скорузлых рыб.
В моей душе так было гулко
В пеленках камня и кремней.
На каждой ленте переулка
Стонал коровий рев теней.
Дризжали дроги, словно стекла,
В лицо кнутом грозила даль,
А небо хмурилось и блекло,
Как бабья сношенная шаль.
С улыбкой змейного грешенья
Девичий смех меня манул,
Но я хранил завет крещенья —
Плевать с молитвой в сатану.
Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел, и беги!»
1915 год.
В стихотворении-откровении "Город" мы видим борьбу и взаимность двух, созданных Есениным, образов – каменной пещеры города и человека. Стих написан в 1915 году, спустя 3 года после переезда Сергея в Москву, где он изначально планировал поступление в учительский универ, но волею судьбы оказался в типографии «Культура».
Развитие сюжета – город и человек
☝ Из первых строк стихотворения видно, что автор ещё не отрос корнями от деревни и город для него каменная пещера в нарицательном понимании.
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Далее следует описание устройства города, городской жизни, где надо наступить на грудь вольности и стать одним из миллионов муравьев. Люди в городе – это мурашки, они живут в «щелях выдолбленных глыб», а их груди похожи на чешую скорузлых рыб. Так Есенин, уже три года как городской житель, рисует горожан.
👀 Чуть далее мы видим ещё одно свидетельство того, что деревня Сергею ещё (да и навсегда так останется) ближе города. В середине стиха поэт сравнивает людской поток коровьим ревем, 100-% горожанину такое сравнение бы не пришло в голову.
Далее и до конца произведения мы видим негативное, несколько принебрежительное, отношение автора к городу – даже небо там блеклое и хмурое, а сапоги превращаются в лохмотья на ножах стальной дороги.
Девичий смех меня манул,
Но я хранил завет крещенья.
🤣 Ну, не всегда Есенин его хранил относительно противоположного пола, но первые годы жизни в Москве и Питере старался эту палку не перегибать очевидно. Возможно, девушки – это единственное более-менее годное место в мегаполисе, сравнится с ними разве что кабак, но Константиново все равно краше.
В концовке мы видим отсыл к Богу, который зыкнул главному герою:
Забудь, что видел, и беги!
Но бежать было поздно, возвращаться в Константиново – это поражение, Есенин принял городские правила игры и должен был соответствовать городским традициям.
Анализируем средства выразительности
☝ Стих не имеет авторского деления на строфы, рифмовка строк перекрестная (поверий – страх – пещере – монах). Рифмы женские и мужские.
✔ Ключевая метафора стихотворения «каменная пещера», которая показывает отношения автора к городу. Также отметим метафоры: «кипели люди», «выдолбленные глыбы(дома)», «пеленки камня и кремней», «стонал коровий рев теней». Все эти сравнения показывают мрак и серость города, его безликость и суетность.
✔ Сравнения:
- Бродил, как искушаемый монах.
- Как муравьи кипели люди.
- Груди двигались, как чешуя скорузлых рыб.
- Небо хмурилось и блекло / Как бабья сношенная шаль.
✔ Эпитеты: стыдливый страх, искушаемый монах, коровий рев, сношенная шаль, девичий смех, стальная дорога.