Текст
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Развернуть
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
1914 год
В большинстве стихотворений раннего периода творчества Сергей Есенин воспевает малую Родину, поёт оду деревни, где родился (Константиново) и провел лучшие годы детства и отрочества. Особняком стоит стих про свой заброшенный край, так как он наполнен грустью и переживаниями за судьбу сельского люда.
Фон написания строк
1914 год, в разгаре Первая мировая война, что больно бьет по деревне, откуда в солдаты уходит много крестьян и земля сиротеет. У самого Есенина уже 2 года, как взрослая жизнь – он сначала работает в мясной лавке, потом устраивается в типографию. Также в 1914 году выходит первое стихотворение Есенина, до вершины поэтического Олимпа далека, но Сергей уже знает, по какой дороге ему идти в жизни.
На фоне этих поворотных в судьбе Сергея и страны событий и пишется стихотворение, которое увидит свет только через несколько лет.
Тема и жанр стиха
Основная тематика стихотворения – это тревога за судьбу Родины в свете деградации и запустения деревень, особенно в русской глубинке. В строках переплетается переживание за будущее опустевших деревень и тоска по малой родине, которую не может заменить суетная городская жизнь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Первые четыре строфы посвящены описанию деревенского упадка, где всё превращается без хозяина в труху. Много сельчан сейчас на фронте, многим не вернуться назад, а женские плечи не могут вывезти на себе все хозяйство и деревни превращаются в покрывшиеся плесенью миражи:
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
Лишь в последней строфе появляется надежда, но она чуть проблескивает между строк и мало отличается от текущего миража запустения.
В этом стихе мы не видим привычных для Есенина описаний деревни с белоснежными березками и черёмухой-невестой, тут все более мрачно, ибо не время гулять свадьбам на деревенских улицах, да и некому.
Это стих-обращение лирического героя к родной деревне, в котором он взглядом опытного хозяина подмечает все изъяны и кручинится от этого, не в силах помочь.
По жанру это пейзажная лирика (хорей), имеющая перекрёстную рифмовку (заброшенный – пустырь – некошеный – монастырь).
Лексика, эпитеты и метафоры
В данном стихотворении хорошо сочетается лексика просторечья и церковных обрядов (например, жисть и забоченясь – окропил и риза). Это помогает передать атмосферу деревни, где в 1914 году влияние церкви пока оставалось доминирующим.
Из метафор отметим «как метель черемуха машет рукавом» и «ветер плесень сизую солнцем окропил», а из эпитетов «заброшенный край», «плесень сизая» и «сенокос некошеный».