Текст
Душа, не знающая меры,
Душа хлыста и изувера,
Тоскующая по бичу.
Душа — навстречу палачу,
Как бабочка из хризалиды!
Душа, не съевшая обиды,
Что больше колдунов не жгут.
Развернуть
Как смоляной высокий жгут
Дымящая под власяницей…
Скрежещущая еретица,
— Савoнароловoй сестра —
Душа, достойная костра!
10 мая 1921 года.
Выше! Выше! Лови — лётчицу!
Не спросившись лозы — отческой
Нереидою* по — лощется,
Нереидою в ла — зурь!
Лира! Лира! Хвалынь — синяя!
Полыхание крыл — в скинии!
Над мотыгами — и — спинами
Полыхание двух бурь!
Муза! Муза! Да как — смеешь ты?
Только узел фаты — веющей!
Или ветер страниц — шелестом
О страницы — и смыв, взмыл…
И покамест — счета — кипами,
И покамест — сердца — хрипами,
Закипание — до — кипени
Двух вспененных — крепись — крыл.
Так, над вашей игрой — крупною,
(Между трупами — и — куклами!)
Не общупана, не куплена,
Полыхая и пля-ша —
Шестикрылая, ра-душная,
Между мнимыми — ниц! — сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду-ша!
1923 год.
*Морская нимфа (др греческое)
💖 Марина Цветаева написала несколько стихотворений с одинаковым названием «Душа», поэтому мы разберем тут сразу два произведения – одно написано в 1921, второе в 1923 году.
Сравним в анализе особенности композиции, рифмовку, идеи и средства выразительности. Это поможет понять, что поэтесса хотела сказать в каждом отдельном произведении, что в них общего и что разнится.
Стих первый
☝ Первое стихотворение написано в 1921 году и начинается со строк «Душа, не знающая меры». В этом стихе душа показана тоскующей по бичу с явными признаками болезненного мазо.
Душа, не съевшая обиды,
Что больше колдунов не жгут…
Тут душевная материя хочет мучений и страдает из-за их отсутствия. Она видит себя изувеченной и распятой, только через боль, только через костер ей видится свой смысл существования. Возможно, только так можно сохранить чистоту, возможно, только через боль душа может развиваться и не обрастает иллюзией благоденствия? А может только этого и достоин её телесный носитель?
📝 Стихотворение не имеет авторского разбиения на строфы, а рифмовка в нём смежная, когда рифмуются соседние строчки (меры – изувера – бичу – палачу).
*Савонарол – итальянский монах-реформатор XV века.
Из художественных средств отметим:
- Сравнения (как бабочка, как жгут).
- Эпитеты (смоляной жгут, савонаролова сестра).
- Олицетворения (не знающая меры, тоскующая, не съевшая).
В этом стихе цветаевская душа показана своенравной еретичкой, которая жаждет костра и тоскует по бичу палача.
Стих второй
☝ Второе стихотворение написано через два года, в 1923 году, и в нём душа показана уже в ином облике, Нереидой поднимающаяся из морских пучин в лазурь неба.
Нереидою по — лощется,
Нереидою в ла — зурь!
👼 Душа в этом произведении тонка и крылата, она стремится в небесные выси, размахивающая шестью крылами и не задушенная тушами земных тел.
Стихотворение 1923 года композиционно состоит из шести катренов и имеет сложную комбинированную рифмовку, где переплетены единой рифмой первые три строчки строфы, а четвертая рифмуется с четвертой же строкой следующего четверостишия.
✨ Обратим внимание на выразительные тропы:
- Метафоры (полыхание бурь, узел фаты, ветер страниц и пр.).
- Эпитеты (шестикрылая, радушная).
- Олицетворение (не задушена).
🤔 Сравнивая эти два стихотворения, мы видим, как меняется цветаевское видение души в ходе творчества поэтессы. В первом стихе душа жесткая и молящая о боли, во втором произведении она нежная и стремящаяся в небеса.