Цветаева о душе

Текст

Душа, не знающая меры,
Душа хлыста и изувера,
Тоскующая по бичу.
Душа — навстречу палачу,
Как бабочка из хризалиды!
Душа, не съевшая обиды,
Что больше колдунов не жгут.

Развернуть

Как смоляной высокий жгут
Дымящая под власяницей…
Скрежещущая еретица,
— Савoнароловoй сестра —
Душа, достойная костра!

10 мая 1921 года.


Выше! Выше! Лови — лётчицу!
Не спросившись лозы — отческой
Нереидою* по — лощется,
Нереидою в ла — зурь!

Лира! Лира! Хвалынь — синяя!
Полыхание крыл — в скинии!
Над мотыгами — и — спинами
Полыхание двух бурь!

Муза! Муза! Да как — смеешь ты?
Только узел фаты — веющей!
Или ветер страниц — шелестом
О страницы — и смыв, взмыл…

И покамест — счета — кипами,
И покамест — сердца — хрипами,
Закипание — до — кипени
Двух вспененных — крепись — крыл.

Так, над вашей игрой — крупною,
(Между трупами — и — куклами!)
Не общупана, не куплена,
Полыхая и пля-ша —

Шестикрылая, ра-душная,
Между мнимыми — ниц! — сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду-ша!

1923 год.

*Морская нимфа (др греческое)


💖 Марина Цветаева написала несколько стихотворений с одинаковым названием «Душа», поэтому мы разберем тут сразу два произведения – одно написано в 1921, второе в 1923 году.

Сравним в анализе особенности композиции, рифмовку, идеи и средства выразительности. Это поможет понять, что поэтесса хотела сказать в каждом отдельном произведении, что в них общего и что разнится.

Стих первый

☝ Первое стихотворение написано в 1921 году и начинается со строк «Душа, не знающая меры». В этом стихе душа показана тоскующей по бичу с явными признаками болезненного мазо.

Душа, не съевшая обиды,
Что больше колдунов не жгут…

Тут душевная материя хочет мучений и страдает из-за их отсутствия. Она видит себя изувеченной и распятой, только через боль, только через костер ей видится свой смысл существования. Возможно, только так можно сохранить чистоту, возможно, только через боль душа может развиваться и не обрастает иллюзией благоденствия? А может только этого и достоин её телесный носитель?

📝 Стихотворение не имеет авторского разбиения на строфы, а рифмовка в нём смежная, когда рифмуются соседние строчки (меры – изувера – бичу – палачу).

*Савонарол – итальянский монах-реформатор XV века.  

Из художественных средств отметим:

  1. Сравнения (как бабочка, как жгут).
  2. Эпитеты (смоляной жгут, савонаролова сестра).
  3. Олицетворения (не знающая меры, тоскующая, не съевшая).

В этом стихе цветаевская душа показана своенравной еретичкой, которая жаждет костра и тоскует по бичу палача.

 
 

Стих второй

☝ Второе стихотворение написано через два года, в 1923 году, и в нём душа показана уже в ином облике, Нереидой поднимающаяся из морских пучин в лазурь неба.

Нереидою по — лощется,
Нереидою в ла — зурь!

👼 Душа в этом произведении тонка и крылата, она стремится в небесные выси, размахивающая шестью крылами и не задушенная тушами земных тел.

Стихотворение 1923 года композиционно состоит из шести катренов и имеет сложную комбинированную рифмовку, где переплетены единой рифмой первые три строчки строфы, а четвертая рифмуется с четвертой же строкой следующего четверостишия.

✨ Обратим внимание на выразительные тропы:

  1. Метафоры (полыхание бурь, узел фаты, ветер страниц и пр.).
  2. Эпитеты (шестикрылая, радушная).
  3. Олицетворение (не задушена).

🤔 Сравнивая эти два стихотворения, мы видим, как меняется цветаевское видение души в ходе творчества поэтессы. В первом стихе душа жесткая и молящая о боли, во втором произведении она нежная и стремящаяся в небеса.

Читает Ирина Сгибнева

Развернуть