Поэма Блока Двенадцать

Полный текст

1

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!

Развернуть

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается – плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий – раздет, разут...
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
– Ох, Матушка-Заступница!
– Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия! –
Должно быть, писатель –
Вития...

А вон и долгополый –
Сторонкой – за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Ужь мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Ветер веселый
И зол и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»...
И слова доносит:

...И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
...Обсудили –
Постановили:
На время – десять, на ночь – двадцать пять...
...И меньше – ни с кого не брать...
...Пойдем спать...

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер...

Эй, бедняга!
Подходи –
Поцелуемся...

Хлеба!
Что впереди?
Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди
В оба!

2

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни...

В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищ, холодно!

– А Ванька с Катькой – в кабаке...
– У ей керенки есть в чулке!

– Ванюшка сам теперь богат...
– Был Ванька наш, а стал солдат!

– Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята –
Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом – огни, огни, огни...
Оплечь – ружейные ремни...

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

3

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!

4

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках...
Ах, ах, пади!..

Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает...

Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает...

Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...

5

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила –
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера –
Не ушел он от ножа...
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!

Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!

6

...Опять навстречу несется вскачь,
Летит, вопит, орет лихач...

Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач – и с Ванькой – наутек...
Еще разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,
. . . . . . . . .
Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где? – Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

7

И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее –
Не оправиться никак...

– Что, товарищ, ты не весел?
– Что, дружок, оторопел?
– Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

– Ох, товарищ, родные,
Эту девку я любил...
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил...

– Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родники пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!

– Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
– Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
– Поддержи свою осанку!
– Над собой держи контроль!

– Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

– И Петруха замедляет
Торопливые шаги...

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

8

Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!

Ужь я времячко
Проведу, проведу...

Ужь я темячко
Почешу, почешу...

Ужь я семячки
Полущу, полущу...

Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...

Упокой, господи, душу рабы твоея...

Скучно!

9

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

10

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...

– Ох, пурга какая, спасе!
– Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво –
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
– Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

11

...И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые –
Не утянешь сапога...

В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот – проснется
Лютый враг...

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...

Вперед, вперед,
Рабочий народ!

12

...Вдаль идут державным шагом...
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади...

– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!

...Скалит зубы – волк голодный –
Хвост поджал – не отстает –
Пес холодный – пес безродный...
– Эй, откликнись, кто идет?

– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

– Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! – И только эхо
Откликается в домах...
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах...

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах...

...Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

Январь 1918 года.


✔ Поэта Александра Блока «Двенадцать» похожа на вспышку выстрела на улицах революционного Петрограда, произведение подобно яростной исповеди, когда хочется быстрее стрелять словами, чтобы разогнуться от тяжести греха.

«12» пишется, как пулеметная очередь – всего несколько дней и главы готовы, остается только отредактировать их, на что ушел ещё месяц.

Основная тема поэмы

Поэма «12» полностью посвящена теме революции, в ней рукой поэта-символиста нарисован отрывок из жизни революционного Петрограда, где прошлое ещё тесно связано с настоящим и будущем. Связано и противоречит, кровоточа на местах контактов.

Прошлый мир уже не может доминировать в России, но и новый не обласкан богами, отсюда и частые переклички между ними, взаимные упреки и противоречия.

Содержание глав (краткий обзор)

📝 Поэма состоит из 12 глав, каждая из которых несет смысловой оттенок, но не все обладают одинаковой художественной ценностью. Сюжетная линия развивается по канонам классики, а композиция состоит из:

  1. ✔ Экспозиции (вступления).
  2. ✔ Завязки (II глава).
  3. ✔ Развития сюжета (III-V).
  4. ✔ Основной сцены (VI глава Гибель Катьки)).
  5. ✔ Осмысления (VII-XI).
  6. ✔ Эпилога (отряд, шелудивый пес и Христос).

Экспозиция

В первой главе мы видим заснеженный Петроград, где правит бал мороз и ветер.

На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!

☝ Жители Питера не слишком рады большевикам, старушка, буржуй и поп живут прошлым, каждый по своим принципам. Бабушка сожалеет что столько материи потрачено на плакат большевиков (Сколько бы вышло портянок для ребят?), буржуй считает новую власть предателем и скорбит о гибели России, а священник ещё помнит, как впереди колоны шёл он, а не горнист и не барабанщик.

Завязка

💥 Завязка поэмы – это появление отряда из 12 бойцов, которые являются противовесом священнику, старушке и буржую. Они идут строить новый мир, ещё не понимая всей невозможности задачи – разрушить до основания, а потом…

В дороге отряд обсуждает Ваньку, бывшего соратника по красному террору. Он завел отношения с Катькой, которую бойцы знают, как проститутку, что не может не вызвать их недовольства. После начала встреч с Катькой, Ванька больше сидит в кабаке, чем защищает святое (по их верованию) дело революции.

— А Ванька с Катькой — в кабаке...
— У ей керенки есть в чулке!

☝ Вторая глава произведения – и есть завязка сюжета.

 
 

Развитие сюжета

В главах III-V сюжет поэмы развивается и показывает суть противостояния нового и старого мира, в литературной форме описывает противоречия нового и старого.

Третья глава – это песня красноармейцев, в которой они зеленеют от надежды раздуть мировой пожар да так, чтобы побольше крови.

Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови.

Эти строители будущего на крови ещё сами недалеко оторвались от лаптей, они мечтают строить мир атеистов, но просят на это благословения Господа.

💕 Глава четыре – это выход на сцену Катьки и Ваньки, которые едут с ветерком на извозчике, олицетворяя собой блоковское прошлое и будущее, которым не судьба идти под руку в этом мире.

Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...

☝ В пятой главе Ванька укоряет Катю за её разгульное прошлое, ни на йоту не смущаясь, что она перешла к нему «по наследству» от офицеров и юнкеров. Катька – бывшая проститутка и на её теле осталась на одна отметина по специальности, да от разгула (шрамы).

Ванька видит себя перед Катькой королем, нынешним правителем мира, Катя же просто меняет одну подушку на другую.

Гибель Катьки

В главе VI происходит развязка поэмы, хотя до её финала ещё далеко – сани с Ванькой и Катькой случайно выезжают на отряд из 12 бойцов и те начинают стрелять по повозке. С какого перепугу – от злости или от зависти Блок умалчивает, да и ладно – Двенадцать – это не любовная лирика.

✔ В результате Катя получает смертельную рану и остается мертвой на мостовой, а Ваньке свезло, пуля его минула, а лихач успел увезти от повторной попытки словить свинец.

Осмысление гибели (старый мир рушится)

Далее в течение 5 глав идет осмысление убийства Катьки, в лице которой погиб старый мир. Бойцы после расстрела саней закинули винтовки за плечи и пошли дальше, как будто на мостовой лежит не убитый человек, а потерянная калоша. Грустит лишь Петруха, но его грусть пуста и меркантильна – раньше он был любовником Катьки.

У красноармейцев цели более приземленные, чем печаль по бывшей проститутке:

Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!

В стиле Советов солдатики намечают грабежи и попойки – первыми покажут свою силу, второй отметят победу нового советского мира на старым буржуйским.

🤔 Мысли же Петрухи смешались, как тараканы в консервной банке – ему жалко убитую Катьку, но это скорее не жалось к смерти человека, а печаль по потери возможной взаимности дальше. Завершается восьмая глава:

Упокой, Господи, душу рабы Твоея...

✔ Далее небольшой романс на мотив крушения старого мира, который завершается словами:

И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

😢 Финал приближается – отряд идет через пургу и мороз до светлого будущего, отчасти радуясь в душе убиенной проститутке, в лице которой они видят крушение монархии.

Вот — проснется
Лютый враг...

✨ По-видимому, не найдя для грабежа подходящего кабака, отряд уходит в зимнюю пургу, пытаясь выдумать в ней лютого врага, но находя только холод и темноту.

Финал-эпилог

😢 Заканчивается поэма картиной маслом – в темноте и снеге идет отряд бойцов, за которым увязался шелудивый пес, а впереди красноармейцев временами мелькает чело Иисуса Христа.

Все старое Блок показывает в виде шелудивого пса, но почему впереди Христос –

В белом венчике из роз?
Впереди — Исус Христос.

Тут можно гадать – наша версия, что Христос – это не только спасение, но сперва покаяние. Возможно, Блок имеет ввиду, что прийти к светлому будущему можно только через покаяние в содеянном, за раскаяние в убитой Катьке, как символе тысяч трупов русских, убитых для неизвестного будущего другими русскими?

Анализ кратко

📝 Поэма «12» написана в начале 1918 года и уже весной вышла отдельной книгой. Произведение посвящено теме революции, которая старое гибнет для движения нового, но смерть не всегда рождает жизнь.

«Двенадцать» состоит из 12 глав, композиция в которых развивается динамично и содержит вступление и финал. В поэме хорошо заметен символизм Блока, а также широко используются средства художественной выразительности:

  1. ✔ Метафоры.
  2. ✔ Сравнения.
  3. ✔ Эпитеты.

✔ Наиболее яркие метафоры:

  1. Снежной россыпью жемчужной / Нежной поступью надвьюжной.
  2. Грустная злоба / кипит в груди.
  3. …вьюга долгим смехом / Заливается в снегах...
  4. Где одна пылит пурга.
  5. … в сугробы пуховые.

✔ Сравнения:

  • Старушка, как курица.
  • … старый мир, как пес безродный.
  • … буржуй, как пес голодный.

✔ Эпитеты:

  1. Кровавый флаг.
  2. Люты враг.
  3. Белый снежок.
  4. Сладкое житье.
  5. Золотой иконостас и пр.

✨ Поэма написана судорожно и больно, в ней много символизма и столкновения противоречий, что естественно для 1918 года, когда рушится старое вековое, и строится новой, ещё непонятное, но уже кровавое. Произведение дает пищу для размышления и предостерегает от попыток разрушать все старое до основания, ибо под ним может быть не только фундамент, но и могила для нового.


Читает Б Хмельницкий

☝ Старое, но весьма годное прочтение поэмы от Бориса Хмельницкого.

Развернуть