Текст
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Развернуть
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
1910 год
😢 Стремление к идеалу и горечь от его недостижимости является главной темой стихотворения Блока «В ресторане», анализ которого Stihirus24 представляет. Этот стих несколько созвучен со знаменитой Незнакомкой, но есть между ними и серьёзные отличия, так как тут идеал женщины имеет конкретное имя – это Ольга Судейкина.
Образ незнакомки
☝ Главный герой стихотворения на фоне безответной любви сидит в ресторане и замечает незнакомку, которая его привлекает, и он дарит её черную розу в бокале.
Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи.
Героя не смущает момент, что девушка не одна, и первый ответ её был ожидаемыми –
Взор надменный и отдал поклон.
🤣 Незнакомка даже посмеялась надо героем, сказав своему кавалеру, что в её сетях оказался ещё один влюблённый. Не знала ресторанная красавица, что она не нужна была тому, кто послал чёрную розу, в её образе герой видел лишь непостоянство женщин и подарком подчёркивал его.
Призраки распутства
☝ В этот момент в душе Блока буря и розу посылает он не незнакомке, а Судейкиной. Подчёркивает продажность и непостоянство женщин атмосфера ресторана, где плачет скрипка и в ауре духов носятся миражи и призраки. Именно питейное заведение, а не, например, храм подходят для передачи образа непостоянства любви, которая выбирает кавалеров днём, проводит с ним ночь и забывает к утру.
Верил ли сам Блог с его более платоническим отношением к женщинам в такую продажность? Верил, но преувеличивал, чтобы подчеркнуть своё томление. В момент разлуки никто не может сравниться по красоте с объектом обожания, а все сторонние интриги кажутся пошлостью. Это подтверждают и ответные манящие взгляды незнакомки, которая придя на свидание с одним, строит глазки другому. Такова суть женщин? Оставим ответ на усмотрение читателя.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала.
☝ Стихотворением Блок попытался выговорится, выплеснуть боль после расставания и дать завет другим мужчинам на класть все бриллианты души на весы одной женщины. Такая открытость неминуемо ведёт к боли, когда за минуты рая придётся платить годами ада.
Автор строк не идёт путём Есенина, пытаясь забыться в кабацких объятиях других, он приходит в ресторан для тоски и никогда не подпустит к себе другую, пока в сердце томится надежда на возвращение отношений.
Жанр, размер и эпитеты
📝Строки написаны в размере одностопного анапеста и имеют классическую перекрёстную рифму (зале – бокале, любви – аи). По жанру – это лирика, посвящённая разочарованию в любви, на фоне гаснущей надежды на встречу своего человека.
В качестве средств выразительности используются эпитеты (чёрная роза, желтая заря, бледное небо и др.), метафоры (движенье испуганной птицы, запели смычки) и сравнения (словно сон мой).
Постскриптум
😢 Строки придутся по душе тем, кто был любим и познал в любви горечь разочарования, кто нёс или носит до сих пор в душе глубокую рану и теряет веру в истинные ответные чувства. Бесчувственным стихотворение будет пополам, им проще обратить внимание на физиологию и игры, идя с ними по жизни, как с куском говядины, завёрнутой в газету, под мышкой. Пусть уж для них звенят монисто и бокалы, пляшет цыганка и повизгивает о любви заря, автор же анализа вполне солидарен с Блоком.
Аудио
Развернуть
✔ Стих читает заслуженный артист России Вениамин Смехов.