Фантазии К Бальмонта

Оригинал текста

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Развернуть

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,
И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнится
То, что людям не приснится, никому и никогда.
Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.
Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,
Неустанного стремленья неизменная печаль,-
Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.
А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;
Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют
И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

1894 год.


✨ Мистической одой красоте зимней природы в русском лесу является «Фантазия», написанная Константином Бальмонтом на раннем этапе творчества, в 1894 году (вошел в сборник «Под северным небом»). Стих переносит нас в мир мистерий, где лес показан живым существом, живущим своей, неведомой для большинства людей, жизнью.

Бальмонт в 1894 году

☝ В 1894 году Бальмонт только карабкается на Олимп русских поэтов, но благодаря упорству и фанатичной любви к поэзии пик славы приближается с каждым днем, а из-под ног «альпиниста» летят вниз камни, которые у подножья горы смешиваются с прахом бездарности пиитов, отказавшихся от покорения вершин.

Константин Дмитриевич много читает и изучает иностранные языки, что после поможет ему с переводами, а также много пишет, пытаясь найти себя в сонме поэтических строк.

💥 Уже просматривается бунтарский характер, который в недалеком будущем станет причиной конфликта с властью, когда Бальмонт примет участие в студенческих протестах, а в довесок напишет стих «Маленький султан», который покажет монарха Николая Второго не в лучшем свете.

За это Константин Дмитриевич будет лишен на 3 года права проживать в Питере и других крупных городах, но это потом, а пока пишутся «Фантазии», где реальный мир добра и зла заменяет мистерия зимнего леса.

Краткий анализ

👀 Сложно анализировать мистическую лирику, её нужно читать внутрь себя и погружаться в строки, как в волны мирового океана, не имея гарантии выплыть назад и снова оказаться на берегу реального мира.

С первых строк мы видим зимний лес, который прорисовывается автором, как живое существо со своими вздохами и придыханиями.

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез…

🌜 В лесу стонет метель, но это не пугает его обитателей – они заранее спрятались в постель из бархата-снега и почивают там под звуки полуночного ветра.

☝ Ключевая роль отводится в данной мистерии Бальмонтом духам ночи, очи которых искрятся под снежным дождем и отражают тревогу. Что их тревожит и томит, какая печаль гонит над лесными вершинами в никуда, вторя голосом ночи снежной буре?

Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль…

На это у Бальмонта нет точного ответа, только догадки…

🌛 В финале стиха мы видим половодье лунного света, расплескавшего своё серебро над зимним лесом, спящим под шепот ветра и в своей естественной дремоте видящим сладкие сны.

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

📝 Произведение написано в жанре мистической лирики, где используются яркие пейзажные зарисовки, показывающие красоту зимнего леса и оживляющие лесной мир.

Композиция развивается линейно, один сюжет сменяет другой, завершаясь финалом спящего леса под серебром морозной луны.

Рифмовка комбинированная – перекрестная и смежная (изваянья – сиянья – берез – дремлет – приемлет – грез) с открытыми и закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (скорбное моленье, светлые сны, тихий стон, сказочные стволы, стройные ветви и т д.).
  2. ✔ Сравнения (точно звезда, как живые изваянья, как червь, точно дождь струится).
  3. ✔ Олицетворения (лес дремлет, роптанье ветра, стон метели, шепчут сосны).

Отметим также несколько риторических вопросов во второй строфе – вопросов, на которые автор не дает прямых ответов, оставляя право на их осмысление читателю.

💕 В ранней лирике Бальмонта нередко встречается мистика, пример тому стих «Челн томленья», написанный в один год с «Фантазией» и рисующий образ одинокой лодки, вступившей в бой с морской бурей, желая прорваться через её кордон к солнцу и простору.

Исполняет Михаил Лангерман

Развернуть