Текст
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Развернуть
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,—
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно свидом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя впрятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься— и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
1957 год
❄️ Борис Пастернак написал это стихотворение в 1957 году, когда над поэтом и писателем сгущались тучи, а в душе назревал снежный ураган. Уже публикуют за границей «Доктора Живаго», уже начинается осуждение в СССР, уже живительная вода готова превратиться в лёд.
Мотив стихотворения
😊 Сложность момента дала возможность автору стихов вложить в них основной и скрытый смысл. Основной мотив понятен без анализа – поэт описывает красоту мира во время снегопада, когда:
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Сложнее понять, что спрятал Пастернак между строками, ведь сложно представить, что в этом момент он не испытывает в душе смятенья и не хочет им поделиться. Снег всегда олицетворял мимолётность – только что с неба шёл дождь, и уже сыплются снежинки. Разницы всего пару градусов и вода превращается в снег.
🤔 Так и жизнь Пастернака – он отлично понимает художественную силу романа «Доктор Живаго», но не может не понимать, что в Советском Союзе дифирамбов произведению не будет. Это и есть состояние снегопада, когда вода превращается в снег и наоборот.
Вместе с тем автор понимает:
… что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Работа сделана, ей отдана часть жизни, а вместо признания на Родине автор может увидеть только неприятности. В 1957 году остаётся смотреть на пасмурное небо и ожидать, что пойдёт с него – ливень или снегопад. От того, кто ожидает, не зависит ничего, всё отдано во власть высших сил, остаётся смириться и ждать.
Финал произведения
❄️ Заканчивается стихотворение строками, что под снегом всё в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Возможно, под убелёнными растениями Пастернак понимает себя и своих почитателей, а под удивлёнными растениями недоброжелателей, которые неприятно удивлены успехом автора в Европе в связи с выходом романа. Поворот перекрёстка – это ожидаемый зигзаг судьбы, когда за данный Богом талант и человеческое усердие автор ожидает сегодняшнего порицания, презрения на Родине… и бессмертия в вечности.
👀 Это наше видение стихотворения, каждый сам может заглянуть в глубину его строк и найти там свою истину. В любом случае стихи мелодичны, красивы и вызывают положительные ассоциации, несмотря на то, что они написаны в непростое для поэта время.
Произведение написано четырехстопным хореем, имея двухсложную стопу с ударением на первом слоге.
Средства выразительности
В произведении использованы средства художественной выразительности:
- Сравнения.
- Олицетворения.
- Эпитеты.
- Метафоры.
- Инверсия.
Сравнений два – «словно падают не хлопья» и «словно с видом чудака».
Олицетворений три – «удивлённые растенья», «сходит наземь небосвод» и
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Эпитеты: «заплатанном салопе» и «удивлённый пешеход».
Инверсия:
Снег идет, густой-густой.
Метафора:
К белым звездочкам в буране.