Текст
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Развернуть
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах,
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный,
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный,
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
1957 год
🍂 Бориса Леонидовича Пастернака сложно отнести к чисто лирическим поэтам, хотя в некоторых стихах и проскальзывает лирика. Пример – стихотворение «Золотая осень», написанное в 1957 году, однако при всем поверхностном ля-ля, автор многое спрятал между строк, поэтому стих можно воспринимать по-разному.
Для школьника и философа
☝ В 4 классе стихотворение изучают только как лирику, но по сути оно рассказывает о жизни человека, сравнивая осень со зрелым возрастом, с моментом перехода из мира бытия в чертоги Бога. Школьник найдёт в работе Пастернака красоту слога и описание осенней природы, люди постарше увидят красивые метафоры, а философ, анализируя строки, усмотрит между ними описание зрелости и старости человека.
👼 Начало стихотворения не нагружает мыслями, мы просто видим описание осеннего леса во всём его сентябрьско-октябрьском великолепии. Поэт сравнивает осеннюю липу с венцом новобрачной, а берёзу с невестой, украшенной подвенечной фатой.
Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Метафоры Пастернака
😢 Уже в четвёртом четверостишье тема перестаёт быть чисто лирической, появляется первая метафора «погребённая земля». Скорее всего, Пастернак хотел показать ей, что видит осень, как старость человека, когда надо подводить итог и думать о переходе в лучший мир. Опавшие листья – это результат земных дел, они уже свершены и остаётся только подводить итог и прощаться с земным бытием.
Вызывает интерес пятое четверостишье, где есть строки:
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно.
💕 Возможно, Борис Леонидович имеет в виду, что на исходе земного пути человек не должен быть в одиночестве – встречать старость нужно со второй половинкой, с той, кто шёл по жизни рука об руку, с кем делились земные радости, но настало время разделить и созерцание заката. Жизнь уже оставила на коре человека все следы и время подводить итог.
🍂 В этом мало печального, потому что без осени, потом и зимы, не будет весны. Одни люди проходят земной путь и уходят, чтобы уступить место другим и так продолжается вечность. Осень жизни уже не требует совершать рискованные поступки и открывать новые истины, уже нельзя ступить в овраг, все овраги уже позади. В это время хорошо слышно только эхо, которое символизирует воспоминания. Вспоминая свой жизненный путь человек подводит итог бытия, раскаивается в ошибках и пытается передать накопленные знания другим.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска.
😢 Конец аллеи – это финал жизни, а самые сокровенные воспоминания ожидают у крутого спуска, то есть, у финальной черты бытия. Именно у обрыва подводится черта, впереди таинство, позади десятки прожитых лет.
Не стоит думать, что стихотворение трагично, Пастернак видит всю прелесть осени природы и человека. Так создал мир Бог и это надо воспринимать без страха – одному время закрывать двери, чтобы их открыл другой.
Финал стихотворения
👀 Из последнего четверостишья мы видим, что лирика и природа были только ступенькой, чтобы подвести читателя к главному – осень леса и человека по сути одно и тоже. Это обязательный шаг к новому, это осыпание земли семенами, которые переживут зиму и порадуют весенней зеленью. Вместе с тем человек не может забрать с собой в лучший мир все свои знания и накопленные богатства. Большая часть достанется стуже, чтобы она передала её весне, которая снова даст возможность молодому человеку искать, стремиться, находить и радоваться.
😊 Стих легко читается и быстро заучивается. Кто-то найдёт в нём описание красоты осенней природы, другой увидит краски человеческой осени, когда наступает тишина и самое время подвести итог.
Краткий анализ
В стихотворении Пастернак использует литературные средства выразительности – сравнения:
- ✔ Залы вязов, ясеней, осин - как на выставке картин.
- ✔ Липы обруч золотой - как венец на новобрачной.
- ✔ Флигеля, словно в золоченых рамах.
- ✔ И зари вишневый клей, застывает в виде сгустка.
И эпитеты:
- ✔ Лесных дорог.
- ✔ След янтарный.
- ✔ Золочёных рам.
- ✔ Позолоте небывалой.
- ✔ Фатой подвенечной и т д.
📝 Стих написан четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмой, жанр пейзажная лирика с тонкими вкраплениями философии. Тема стихотворения – это размышление автора о бренности жизни, о вечности природы и о коротком веке человека.
Аудиозапись стиха
Предлагаем слушать аудиозапись строк в исполнении четвероклассницы Дарьи Серебряковой . Это поможет быстрее понять глубину строк и проникнуть в таинственный, но гармоничный мир Бориса Пастернака.